Ричард Николаевич Есин, если можно так сказать, историк - любитель. Из тех, кто не писал академических трудов по этой специальности, не защищал научных степеней, а просто в течение многих лет пытливо и вдумчиво изучал историю родного города, края... Для себя. Чтобы понять, чем жили наши предки и какие традиции духовные, культурные оставили они нам, чтобы узнать, как распоряжаемся мы наследием былых времен.
Сегодня все знают, что патриотизм — это любовь к Отечеству, преданность народу, готовность защищать Родину. Но, вместе с этим, многие забывают, что греческое слово «патриот» означает — земляк, соотечественник, что чувство патриотизма зарождается в людях с детства, с любви к своему дому, к деревне, к селу или городу, где родились и жили их предки, где росли и живут они сами.
История свидетельствует, что каждое поколение, движимое чувством любви к своей малой родине, стремилось сохранить и приумножить красоту и богатства природы, памятники истории и культуры своего края.
Но, как показало время, с некоторых пор у многих людей, скажем так, память стала короткой. Они стали хуже относиться к сохранению природы и культуры, к воспитанию у подрастающих поколений чувства уважения к истории своего родного края. Этому способствовали, в огромной степени, застойные явления в жизни нашего общества, которые привели отрыву сельского населения от земли, разрушили устои крестьянского быта и жизни, заставили переселиться большие массы людей в города.
Не избежал этого и череповецкий край. В нашем районе, например, на дне Рыбинского «моря» оказались сотни населенных пунктов с их многовековой историей. Многих жителей села притянула к себе Северная Магнитка. Политика неперспективных сел и деревень привела к тому, что во многих из них стало ещё больше заброшенных крестьянских изб и поросших бурьяном приусадебных участков.
Если в довоенном Череповецком районе в современных границах, было около 140 тысяч населения, то сейчас его насчитывается всего 47,5 тысячи. А из 554 деревень и сел в 393 остались преимущественно одни пенсионеры. В то же время в Череповце количество жителей увеличилось с 34 тысяч до 320 тысяч. Сюда съехалось население не только Череповецкого, но и многих других районов области и страны.
Таким образом, для большей части этого населения Череповец и район стали новым местом жительства. Но они не были для них родиной, так как здесь не было могил их предков. Этим людям в детские годы не приходилось дышать чистым воздухом окружающих лесов, ароматом полей и заливных лугов, ощутить вкус воды рек, озер и родников череповецкой земли. Им была неизвестна богатая событиями история Череповца и района.
Могли ли эти люди воспитать у своих детей и внуков, ставших уроженцами города, настоящее и глубокое уважение к истории города и района, любовь к череповецкому краю? Конечно, нет. А это привело к тому, что новое поколение, представители которого сейчас возглавляют трудовые коллективы в городе и районе, уже не так заботливо относится к сохранению природы и памятников истории и культуры. И на них ложится большая доля вины за загрязнение окружающей среды и утраченные памятники истории и культуры.
Но если природа, где ее еще не совсем погубила бесхозяйственная деятельность людей, способна к самовосстановлению, а она обладает такой способностью, то с памятниками истории и культуры дела обстоят хуже — они сами не восстанавливаются и исчезают бесследно.
Академик Д. С. Лихачев пишет: «Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной и нравственной жизни, для его «духовной оседлости».
Культурная среда — это все, что создал на земле сам человек в прошлом и настоящем. И он — человек — живет не только мечтой о будущем и сегодняшними буднями, но и памятью о прошлом. И сегодня очень кстати напомнить слова А. М. Горького: «Не зная прошлого, нельзя понять настоящее и строить будущее!»
В Череповце и районе имеется немало памятников истории и культуры. Это около восьмидесяти археологических памятников: городищ, становищ, курганов, могильников, стоянок древних и средних веков. Более семидесяти других памятников местного и республиканского значения взяты под охрану государством. В их числе уникальный памятник деревянного зодчества — Успенская церковь в селе Нелазском, церкви в селах Дмитриевском и Носовском, многие деревянные и кирпичные старинной постройки здания в городе, а также памятные места.
Есть места, связанные с пребыванием в городе и районе известных деятелей науки, литературы, культуры, революции. В деревне Коротово, например, в 1796 году находилась в ссылке первый директор Российской Академии наук Е. Р. Дашкова. С именем выдающегося русского полководца А. В. Суворова связана деревня Гоша. В деревне Хантоново писал свои лучшие произведения поэт К. Н. Батюшков, во Владимировке провел детские годы поэт И. Северянин. В годы революции в город приезжали В. В. Куйбышев, Н. В. Крыленко, Н. И. Подвойский, а позднее А. В. Луначарский и другие.
К большому сожалению, значительная часть этого огромного духовного арсенала используется в патриотическом воспитании плохо. Это объясняется и незнанием многими людьми истории города и района, и формальным подходом к воспитательной работе, которая ведется в отрыве от краеведения, и тем, что многие памятники находятся в пустующих деревнях района, на старых улицах города, поэтому разрушаются и исчезают с лица земли. Все это ослабляет и без того непрочные нити связи времен. С каждым годом все больше стираются в памяти и все меньше волнуют сердца и души современных поколений события прошлых лет.
Например, более четверти века в нашей местной печати, в музеях на стендах и экспозициях, в лекциях, в докладах, посвященных Дню Победы, утверждалось, что из Череповца и Череповецкого района ушло на фронт 19 тысяч и погибло восемь тысяч наших земляков. С 1960 года в Череповецкий район вошли Уломский, Петриневский и Мяксинский районы, из которых на фронт было призвано 14214 человек. Очевидно, для восстановления справедливости незаслуженно забытых участников Великой Отечественной воины из этих районов впредь нужно считать, что на фронт из города и района (в современных границах) ушло более 33 тысяч человек, из которых более 16 тысяч погибло в боях за Родину.
Отношение к пропаганде имен и подвигов наших восемнадцати земляков — Героев Советского Союза дает основание думать, что их больше знают и чтят в других городах и областях страны, где они работали, воевали и погибли в годы войны, чем у нас на их родине. Прошло более сорока лет после Великой Отечественной, но и сейчас мы не найдем в городе и районе ни мемориальных досок, ни памятников, установленных в честь Героев Советского Союза — летчика А. И. Амосова, танкиста А. И. Лошкова, солдата П. Г. Гаврилова, снайпера А. И. Мельникова. Тем более пулеметчика И. П. Клинова, который всё это время считался героем-ярославцем, хотя являлся уроженцем нашего района, о чем мы узнали только в этом году.
Думается, большую роль сыграла бы в патриотическом воспитании созданная в парке Победы аллея Боевой славы с бюстами наших восемнадцати Героев Советского Союза, вручение призывникам «Памятки-наказа» с именами героев гражданской и Великой Отечественной войн. Стоит продумать также вопрос о присвоении какому-либо из детских учреждений имени Героя Советского Союза Л. И. Моченкова, работавшего до войны пионервожатым, и т. д.
Но патриотизм, как известно, воспитывается не только на боевой славе, а и на примерах трудовых подвигов земляков, которыми гордились в прошлом и гордимся в настоящее время не только мы, но и вся страна. Например, сейчас, когда в стране на первый план поставлена продовольственная проблема, когда в решении ее огромную роль призвана сыграть кооперация, мы не можем оставить без внимания имя и деятельность Н. В. Верещагина, брата художника В. В. Верещагина, много сделавшего для развития отечественной молочной промышленности. Знают ли о нем жители города и района? А Николаю Васильевичу Верещагину нужно поставить памятник. Пока об этом заботятся больше люди других городов, чем мы, его земляки. В 1989 году исполняется 150 лет со дня рождения Н. В. Верещагина. Думаю, что патриоты нашего города и района поддержат идею об установлении ему памятника. Это будет иметь большое значение для всех нас. Ведь правильно сказано, что памятники нужны не мертвым, а живым.
В целях лучшей постановки работы по патриотическому воспитанию и активизации городского и районного обществ охраны памятников истории и культуры, думаю, целесообразно объединить их. Этим обществам, а также краеведческому музею нужно больше уделять внимания созданию и работе школьных музеев. Настало время переиздать книжку о Череповце, наполнив ее новыми материалами, и не только по городу, но и району. Необходимо провести большую работу по увековечению всех памятных мест в районе. Эта работа, а также возвращение долгов деревне будут способствовать возвращению в сельскую местность тех, кто когда-то покинул свою малую родину, помогут закреплению населения в районе, возрождению у сельчан чувства хозяина своей земли и патриота своей малой родины.
Р. Есин ; Фото Н. Викторова.
Источник информации: