Энциклопедия Череповца / История / XVIII - XIX века / Вокруг Череповца. Часть 2

Вокруг Череповца. Часть 2

Продолжение. Начало в №№ 126, 128, 133, 135.

Изменения в экономике края. С учреждением новой столицы С.-Петербурга, в течение XVIII века изменились торговые пути. Территорию округа прорезали два важнейших водных пути: Тихвинская и Мариинская системы. Наличие такого быстро развивающегося торгового и промышленного центра, как Петербург, а также удобных водных путей к нему поставило в полную зависимость экономику Череповецкого края от этих двух факторов. Для местного населения Петербург не только рынок сбыта своих продуктов, но и рынок сбыта живой рабочей силы: свободное крестьянское население отправляется туда на постоянные и сезонные работы. В то же время оживленное грузовое движение по Мариинской системе для своего обслуживания требовало большого количества рабочих рук, которые и давало местное население, главным образом население Череповецкого округа.

В зависимости от перемещения главного экономического центра из Москвы в Петербург перемещаются и местные экономические центры. Главным городом края был Белозерск. В нем были сосредоточены все административные учреждения. При Петре I Белозерск сделался административным центром Белозерской провинции Новгородской губернии. А Белозерская провинция включала в себя такие города: Онегу, Каргополь, Белозерск и Устюжну.

Развитие Мариинской системы сделало Шексну самой оживленной торговой артерией всего края. С развитием же торгового грузового оборота здесь быстро наметился и новый экономический узел края — Череповец. В 1780 году, по инициативе местных жителей, Череповец сделался административным центром — уездным городом.(Статус города Череповец получил немного раньше, в 1777 году. — Прим. А. В.).Вместе с ним из Белозерской провинции были выделены уезды и города —Устюжна, Кириллов, Белозерск. Все эти уезды вошли в состав Новгородской губернии.

Все названные города, кроме Череповца, имели значение исключительно административных центров, поэтому развитие этих городов шло крайне медленно. Наоборот, Череповец, как экономический узел южной части Мариинской системы, уже в первой половине XIX века не только догнал в своем развитии старинные города Устюжну и Белозерск, но и значительно опередил их.

Годы развития промышленного капитала. В1861 году произошло так называемое освобождение крестьян. Крестьянская «свобода» прежде всего отразилась на росте городов. Освобожденное крестьянское население, плохо устроенное в земельном отношении, бросилось в поисках работы в города и здесь оседало в качестве постоянных жителей — ремесленников и рабочих. Особенно показательным является рост города Череповца после крестьянской реформы. До 60-х годов в нем насчитывается до 2-х тысяч жителей, а в начале же 80-х годов здесь проживает, уже 5673 человека. Вместо обычных групп — мещан, купцов и дворян, здесь появляется значительная группа крестьян и лиц, близких к этим сословиям (отставных солдат), так что пришлых людей в городе стало до 50 процентов от всего населения. А между тем рост коренного мещанского и купеческого населения шел очень слабо. Все это дает право утверждать, что город вырос за счет пришлого населения и особенно крестьян. Переезжая в город, крестьянин обзаводился своим домом, занимался или торговлей, или ремеслом, или просто оставался чернорабочим. Число ремесленников возросло с 20 человек в 60-е годы до 527 человек в 80-е годы, а число чернорабочих и так называемых технических служащих достигло значительной цифры — 1024 человека, почти 20 процентов населения.

Но почему именно в Череповце наблюдается особенно резко приток населения? Крестьянская реформа совпала с периодом экономического подъема края (50 — 80 годы XIX столетия), связанного с переустройством Мариинской системы. Переустройство же Мариинской системы было вызвано необходимостью механизировать водный транспорт, чтобы этим увеличить вывоз хлеба на заграничные рынки. Были прорыты Белозерский и Онежский обводные каналы и переоборудованы соединительные шлюзы системы. На Шексне установилось регулярное грузовое и пассажирское пароходство. В районе системы и особенно по реке Шексне во второй половине XIX столетия появились и первые фабрично-заводские предприятия (механические и лесопильные заводы в Череповце, Вахнове, Бабаеве).

Одно время Череповец являлся и промышленным центром, где на предприятиях работало до 2000 рабочих. Следует отметить, что первые рабочие были приезжие. Приезжали на работу нижегородцы, так называемые «шепелевцы», частично перебрались сюда рабочие с Бабаевского завода, а затем и местное крестьянское население пополняло кадры неквалифицированными рабочими. Первые рабочие пообывательски назывались «мастеровщиной». Духовный облик первого рабочего хорошо обрисован в воспоминаниях Мишукова «От народовольчества к коммунизму». Рабочий 80-х годов по своей психологии ничем не отличался от рядового череповецкого обывателя — мещанина. Духовные запросы его невысоки, и свободное время он проводит в питейном заведении. Но уже и тогда рабочие пытались отстаивать свои экономические интересы, но не всегда удачно. Большей частью борьба шла между рабочим и мастером, сторонником интересов хозяина, причем здесь дело чаще всего разрешалось физическим воздействием. Власть хозяина была неограниченной, зависимость же рабочего полной. Выражалась эта зависимость в длинном рабочем дне и в форме зарплаты: как правило, большая часть зарплаты выплачивалась не деньгами, а продуктами через заводскую лавку.

Со второй половины XIX века и вплоть до Октябрьской революции руководящее положение в экономике края заняла местная буржуазия.

Одним из важнейших результатов деятельности местной буржуазии было проведение Северной железной дороги, прорезавшей округ с запада на восток и окончательно закрепившей экономическое значение Череповца как центра края. Проект проведения железной дороги вызвал конкурирующие проекты, в которых была заинтересована главным образом Москва. Но череповецкая буржуазия организовала своего рода Союз северных заинтересованных городов — Тихвина, Вологды, Вятки и Перми — и сумела, пользуясь неурожаем в Приуральских губерниях, сделать нажим на царское правительство, для скорейшего утверждения череповецкого проекта. Постройка дороги началась в 1902 году и закончилась в 1905 году. Этот год и надо считать началом открытия движения по Северной железной дороге.

Большой вклад в развитие нашего города во второй половине прошлого века внес своей деятельностью бывший городской голова Иван Андреевич Милютин, имя которого долгие годы незаслуженно было предано забвению. Подробно об этом человеке вы можете прочитать в № 116 нашей газеты от 1.10.1987 года в очерке «Городской голова».

Народничество. 70-е годы заметно в крае развивается движение народников. Народническое движение в крайне слабой степени затронуло основную массу населения — крестьянство и развивалось исключительно в дворянско-интеллигентских кругах. Народники группировались около местных органов самоуправления, в особенности около земских учреждений, появляющихся в округе с 1864 года. И народники-революционеры, и народники-культурники стремились к практической деятельности — к просвещению крестьянства. Результатом этой деятельности явилась большая работа земских органов в области народного образования и народного здравоохранения. В первые два десятилетия в одном Череповецком уезде было открыто 60 школ и несколько больниц. В городе Череповце в 1876 году открылась учительская семинария, в течение многих лет готовившая учителей для сельских школ. Из народников-культурников хочется отметить Н. В. Верещагина, деятельность которого началась в 70-х годах в Череповецком районе. (Автор имеет в виду Николая Васильевича Верещагина — брата знаменитого художника, основателя первых артелей по технической переработке молока).

Город Череповец явился опорным пунктом народнического революционного движения. Здесь в 70-е годы появились первые средние учебные заведения округа: женская гимназия, реальное училище, техническое училище, следовательно, в наличии была значительная группа интеллигенции. Череповецкое учительство того времени, несомненно, принимало участие в революционной деятельности и, по-видимому, оказывало соответствующее влияние на учащихся. Так, Николай Рысаков, один из участников покушения на Александра II, учился в Череповецком реальном училище.

В учительских кругах возникает мысль о профессиональной организации, и она получает возможное по условиям того времени осуществление в виде ссудо-сберегательной кассы взаимопомощи городских учителей, которая была открыта в 1880 году и существовала до Октябрьской революции. Рабочие Череповца в своей массе не были затронуты революционным движением. Но среди рабочей молодежи революционная деятельность имела некоторый отклик. Часть молодых заводских рабочих и рабочих-печатников входила в нелегальные народовольческие организации.

В начале 80-х годов, после убийства Александра II, произошел разгром революционного движения в России, совершенно сведено на нет было оно и в нашем крае и до 1905 года, можно сказать, отсутствовало.

Г. Виноградов.

Подготовил к печати А. Виноградов

Продолжение.

Источник: // Ударная стройка. – 1988. – 26 ноября (№140). Продолжение. Начало см.: №№ 126, 128, 133, 135, 136,138.