В 1968 году исполняется двадцатилетие треста, огромного труда коллектива рабочих, инженеров, техников и служащих, создавшего на пустыре крупнейший металлургический завод и новый Череповец с 170 тысячами населения.
Трест вправе гордиться своими замечательными делами, своей высокой наградой, орденом Ленина, который получил он за трудовой подвиг, совершенный на строительстве Северной Магнитки.
За последнее время на страницах газеты «Ударная стройка» стали появляться статьи о первых строителях завода, их труде. Высказывается пожелание написать историю треста.
Я хочу поделиться некоторыми воспоминаниями о том, когда появились первые строители, кто они и как стали создавать трест.
Металлургический завод в Череповце начал строиться еще в 1940 году. Площадка была выбрана и оконтурена в 1939 году. Великая Отечественная война 1941—1945 годов прервала строительство завода, и только в 1947 году вновь было принято решение о возобновлении строительства Череповецкого металлургического завода.
Строители построили поселок Панькино, лесопильный завод, на реке Шексне, головные сооружения, заложили часть фундаментов под деревянные дома в квартале № 103.
«Минтяжстрой» СССР, который после окончания Отечественной войны осуществлял - строительство предприятий тяжелой индустрии, поручил Главзапстрою и Ленинградскому тресту «Севзаппромстрой» начать строительство металлургического завода в городе Череповце.
В ноябре 1947 года трест «Севзаппромстрой» перебазировал свое строительно-монтажное управление № 2 из города Кондопоги в Череповец.
К нам прибыли начальник управления И. Г. Подмываленко, главный инженер Н. Н. Алексеев, главный механик В. К. Петрушин, ныне главный инженер механического завода треста. Из прибывших шоферов следует отметить В. Перетягина, братьев Зайчук, успешно работающих и сейчас в транспортной конторе треста, В. Казначеева, окончившего за это время строительный техникум и работающего ныне прорабом в управлении «Мартенстрой».
Строительное управление разместилось в здании школы (угол улиц Ленина и Луначарского). В этом здании продолжали свою работу и трест «Череповецметаллургстрой» и дирекция строящегося металлургического завода до переезда на Советский проспект, 30 в августе 1949 года.
Автор этих строк поступил работать в стройуправление 2 февраля 1948 года на должность старшего инженера производственно-технического отдела. Здесь уже работали череповецкие специалисты В. Л. Полушкин, В. Л. Зданович, Л. Ф. Тетюев, работавший впоследствии директором деревообрабатывающего комбината до 1955 года. В. Л. Зданович до 1954 года работал начальником энергопоезда, а в настоящее время является заместителем главного энергетика металлургического завода.
В феврале 1948 года были приняты в стройуправление П. С. Данилов, ныне начальник лаборатории экономического анализа треста, М. М. Хлебосолов, сейчас мастер деревообрабатывающего комбината. Бухгалтерию возглавлял т. Нестеренко, плановый отдел — т. Александров. Тов. Полушкин занимался обеспечением строительства нерудными материалами, устанавливал места их расположения.
Производственно-технический отдел наряду с текущей работой готовился к проведению производственно-технической конференции строительства, которая состоялась в марте 1948 года. Были заслушаны четыре доклада, в которых освещены вопросы поточного строительства жилья, механизации, планирования и управления строительным производством. По последнему вопросу выступал начальник строительного управления И. Г. Подмываленко.
Техническая конференция вызвала большой интерес к строительству завода у населения города, появилось много желающих работать на стройке. Мы знаем, как череповчане с большим успехом трудились в начале строительства и продолжают трудиться до сих пор. Большую помощь в период организации и в дальнейшей деятельности треста оказывал первый секретарь горкома партии А. М. Рябинин.
Стройуправление приступило к достройке приспособленного под общежитие двухэтажного деревянного здания, бывшего, автодорожного техникума по Заводской улице, № 22, локомобильной станций в квартале 104-а и ремонту складов под оборудование. Работы производились вручную, строители испытывали нужду во всем, особенно в древесине и пиломатериалах. Древесину, в частности, сами строители, выкалывали изо льда на рейде «Ветка Чола». Все эти трудности с переездом треста «Севзаппромстрой» в Череповец были вскоре изжиты.
Из первых строителей того времени следует отметить бригадира плотников т. Горшкова, работающего ныне в управлении «Коксохимстрой», бригадира землекопов т. Смольского, Слесарей тт. Хлопачева, Ильина, Иванова, прораба т. Танцырева, мастера т. Смирнова, старшего прораба т. Семенова, прибывшего из треста «Севзаппромстрой», электросварщика г. Питерцева, работающего ныне в базе механизации, слесаря т. Симакова. Первым комсомольским вожаком была т. Мизякова, работающая в настоящее время - инспектором, по кадрам в управлении «Трансводстрой».
В июне 1948 года управление треста «Севзаппромстрой» из Ленинграда переехало в Череповец. В октябре 1948 года трест приказом «Минстроя» СССР был переименован в «Череповецметаллургстрой».
Из Ленинграда прибыли управляющий трестом С. С. Семенов, главный инженер Н. П. Медведев, начальники отделов: производственно-технического — Г. П. Захаров, планового — И. А. Скворцов, главный бухгалтер т. Овчаренко. Аппарат стройуправления был использован для комплектования отделов треста, стройуправления и хозяйств. Начальник управления т. Подмываленко вскоре, уехал на другую стройку, в г. Краснодар.
Приказом по тресту начальником отдела кадров был назначен Б. И. Шестиперов, снабжение возглавили М. М. Хлебосолов, М. Д. Зайцев и другие.
1 июля 1948 года организовался строительный участок. Начальником участка стал т. Голубев (работник треста «Севзаппромстрой»), производственно-технического отдела — П. С. Данилов.
Контора строительного участка размещалась в частных домах по улице Железнодорожной. Оборудование треста, прибывшее из Ленинграда, в Череповце складировалось на улице Социалистической в закрытых сараях и на открытых площадках. Здесь были и передвижные станции, и сварочные машины и т. д. В одном из сараев организовали слесарно-механическую мастерскую, установили токарный станок, сверлильные и сварочные агрегаты, организовали ремонт прибывающего оборудования, двигателей автомобилей. Электроэнергия для мастерских вырабатывалась движком с генератором мощностью 30 киловатт. В то время городская электростанция была маломощна и не удовлетворяла даже спрос на городскую промышленность и освещение города. К тому же она вырабатывала постоянный ток.
Трест стал создавать службы, хозяйства на территории 104 и 104-а кварталов (ныне здесь расположен парк имени Ленинского комсомола, поликлиника города), была построена локомобильная станция на два локомобиля П-3 по 75 лошадиных сил.
С пуском первого энергопоезда, установленного на станции Череповец-1, мощностью 1000 киловатт и смонтированной линии электропередачи локомобильная установка в дальнейшем долго служила строителям, вырабатывая пар для строительства жилья и отопления служб и хозяйств.
В декабре 1948 года трест принял на баланс лесопильный завод с одной рамой и всеми вспомогательными пристройками (ныне здесь расположен рыбзавод). Лесопильный завод в дальнейшем пополнился двумя рамами типа «Стелла». Он обеспечивал стройку всеми пиломатериалами до 1951 года. Директором завода был К. И. Обушенков, главным механиком — Н. И. Данилов, работавший в энергохозяйстве треста до 1966 года.
Для обеспечения завода древесиной в 1948 году организовали лесную контору. Заготовка древесины проходила в Пидемском лесопункте Кирилловского района. Выкатка древесины, подкатка ее к заводу производились лошадьми.
В декабре 1948 года были приняты на работу в трест В. К. Стоумов, недавно ушедший на пенсию, С. Г. Левин возглавил геодезическую службу.
В конце 1948 года в трест прибыла комиссия во главе с начальником Главзапстроя М. Р. Глезером для ознакомления с ходом строительства и оказания необходимой помощи. Были приняты постановления обкомов партии, Ленинградского и Вологодского; об оказаний помощи строительству завода специалистами.
Заказчик — дирекция строящегося металлургического завода — прибыл в Череповец в июне 1948 года, разместился он в том же здании, где находился и трест.
Стали прибывать на строительство и субподрядные организации — «Севзапэлектромонтаж» во главе с начальником И. М. Явицом «Трансводстрой» во главе с В. В. Петуховым, «Сантехмонтаж» во главе с Н. И. Тарасовым, «Индустрой» и управление «Севзапэлектромонтаж» производили монтаж ЛЭП от первого энергопоезда в квартале 103 к ТЭЦ судоремонтного завода.
«Индустрой» приступил к постройке каркасных домов на улице Полевая.
С 1 января 1949 года стройучасток «Индустрой» разделил на два участка. Один участок стал заниматься строительством жилья в квартале № 103, а второй — промышленным строительством.
Произошли изменения в профсоюзной и партийной организациях. Партийную организацию до 1949 года возглавлял т. Захаров. Партийная и профсоюзная организации были созданы во всех хозяйствах и стройуправлениях треста. Жилищно-коммунальная контора размещалась в то время на улицы Розы Люксембург. Первым ее начальником был т. Андронов.
Рабочая сила комплектовалась за счет населения Череповца и районов Вологодской области. Приезжали люди и из других областей.
Инертными материалами стройка обеспечивалась из карьера «Богородское». Начали поступать экскаваторы, передвижные станции и другое.
К началу второго квартала 1949 года трест представлял собой уже вполне сложившуюся строительную организацию. Имелись инженерно-технический персонал, техника, службы и хозяйства. Нужно было строить мощную производственную базу для больших и сложных дел по строительству металлургического завода. В конце марта 1949 года из Ленинграда прибыл новый управляющий трестом Д. Н. Мамлеев.
Такова вкратце история создания ордена Ленина треста «Череповецметаллургстрой».
А. ВИХРЕВ,
бывший главный энергетик треста, ныне пенсионер.
Источник: // Ударная стройка. – 1967. – 24 мая (№ 60). – С. 2.