Энциклопедия Череповца / История / Великая Отечественная война / Череповецкий авиаузел в годы Великой Отечественной войны

Череповецкий авиаузел в годы Великой Отечественной войны

alt=В различных публикациях об аэродромах Череповецкого авиаузла речь, в основном, идет об аэродроме «Матурино» и, базирующемся на нем 740 ИАП ПВО. И это вполне заслуженное признание их ведущей роли в Череповецком авиаузле. Встречаются сведения об учебном авиаполке 15 ОУТАП, входящем в состав 13 ВА, об 39 ОТБАЭ, выполнявшей полеты в блокадный Ленинград на самолетах ТБ-3 и других авиационных полках. Но несколько забытой, на мой взгляд, является тема обучения и переучивания личного состава авиаполков на самолеты, поставляемые из-за границы, и новые типы советских самолетов. Город Череповец и аэродромы около его: «Матурино», «Ботово», «Ирдоматка» в годы ВОВ имели большое значение для переформирования и переучивания авиационных полков Северо-Западного направления. В июле 1941 года в Череповце началась организация учебно- тренировочного Центра при ВВС Ленинградского фронта.

alt=Первым начальником и организатором УТЦ ВВС Ленфронта был полковник Хатминский Федор Семенович. За время его командования Центром до июня  1942 года, было переучено для скоростной бомбардировочной авиации 726 человек летного и технического состава, 196 летчиков для истребительной авиации. Для полетов ночью на самолетах СБ и Р-5 за этот же период подготовили 135 человек. Полковник Хатминский Ф.С. кроме переучивания обеспечил перебазирование до 30 авиаполков через Череповецкий авиаузел. УТЦ ВВС в Череповце продолжал действовать и после назначения полковника Хатминского Ф.С., сначала на командные должности ВВС 23 Армии, а затем командиром 277 штурмовой авиадивизии. Великую Отечественную войну Федор Семенович закончил в звании генерал-майор авиации. Его награды : орден Ленина, пять орденов Красное Знамя, два ордена Суворова 2 ст., орден Кутузова 2 ст., орден Отечественной войны 1 ст., орден Красная Звезда и медали.

 Сведения о нескольких истребительных авиаполках, прошедших переучивание в УТЦ ВВС Череповца.

С 27 октября 1941 года по 9 января 1942 года 158 ИАП в УТЦ ВВС Ленинградского фронта переучивался на американские истребители «Томагавк».

С конца сентября 1941 года по апрель 1942 года личный состав 17 ИАП проходит переучивание в городах Череповец, Сокол, Иваново на новую авиационную технику - самолеты «Харрикейн».

425 ИАП с 4 октября 1941 года по 10 ноября 1941 года на доформировании в УТЦ Ленинградского фронта (г.Череповец).

429 ИАП ПВО 5 сентября 1941 года личный состав эвакуирован в УТЦ ВВС Ленинградского фронта (аэродром Матурино). С 20 сентября 1941 года по 16 октября 1941 года формирование продолжено в учебно-тренировочном центре в Череповце. alt=

14 ГИАП личный состав полка 12 мая 1942 года прибыл в учебно- тренировочный центр ВВС Ленинградского фронта (г.Череповец) для освоения самолетов ЯК и в конце августа одна АЭ из десяти ЯК-1 улетела на фронт. Остальная часть полка продолжила переучивание в УТЦ Ленинградского фронта.

Это далеко не полный список авиаполков, прошедших переучивание в УТЦ ВВС Ленинградского фронта в г. Череповце. Кроме этого Центра в г. Череповце, на аэродроме «Матурино» базировался с ноября 1942 года 15 отдельный авиационный учебно-тренировочный смешанный полк. 15 ОУТАП входил в состав 13 ВА, командир подполковник Трофимов. Череповецкий авиаузел, в составе аэродромов «Матурино», «Ботово», «Ирдоматка» и «Жидихово», обеспечивали не только боевую работу многочисленным авиаполкам, но и практическое переучивание летного состава всех видов авиации Красной Армии на новые самолеты, поступавшие на вооружение с отечественных заводов, а также из США и Англии.

Воздушный мост между блокадным Ленинградом и Большой землей прикрывали истребители. Для этого были выделены полки: 154, 159, 196, 286 ИАПы. Базировались они на различных аэродромах с основной задачей, сопровождение транспортных самолетов по трассе Ленинград - Большая земля. Прилетая в пункт назначения на Большой земле, истребители отдыхали, ждали вылета транспортных самолетов в Ленинград. Летчики 286 ИАП, прилетая в Череповец, квартировали в д. Кабачино. С одним из таких прилетов на аэродром «Матурино» связана история встречи двух молодых людей, учительницы местной школы и летчика 286 ИАП. Знакомство закончилось через три месяца свадьбой в д. Кабачино. Об этой истории рассказано в книгах, «Воздушный мост над Ладогой» и «Воздушный мост».

alt=«Вспоминая последние дни пребывания 286-го полка на Ленинградском фронте, его бывший командир П.Н. Баранов назовет имена погибших летчиков — всех их он считал своими сыновьями. Для него они остались навсегда двадцатилетними. Спустя четыре с лишним десятилетия не заживает рана отцовского сердца.

Место падения самолета Виктора Обиралова установить не удалось. О последних месяцах жизни Виктора рассказала нам его жена.

В одном из своих писем П.Н. Баранов упомянул, что в марте 1943 года Виктор Обиралов женился на молоденькой учительнице из Череповца. Звали ее, запомнил Баранов, Людмилой. Свадьбу сыграли в деревне, где квартировали летчики. Павел Николаевич пытался после войны узнать о судьбе Людмилы, но долго не мог отыскать ее следов ни через военкомат, ни через горисполком Череповца.

Отклик пришел на наше письмо, опубликованное в череповецкой газете. Бывший авиамеханик барановского полка М.А. Юхтаров прислал адрес Людмилы. Оказалось, что живет она в Бендерах. И вот ответ Людмилы Яковлевны на наше письмо:

«Впервые я увидела Виктора в декабре 1942 года. День был морозный. Я спешила к себе в школу. И вдруг мне навстречу три летчика — в унтах, комбинезонах, меховых шлемах.  Ну прямо точно из сказки — три богатыря.

— А говорят, что здесь нет красивых девушек! — сказал один из них.

Потом я узнала, что это был Алексей Татарчук, а с ним Иван Братушка и Виктор Обиралов. Вечером я встретила всю эту троицу на танцах. Через три месяца Виктор сделал мне предложение».alt=

Людмила Яковлевна обрисовала портрет Виктора: «Его внешняя красота — высокий рост, глаза синие-синие, обаятельная улыбка — находилась в полной гармонии с внутренней его человеческой красотой. Он был очень естествен, не навязывал свою волю, никогда не злился, не раздражался попусту, не повышал голоса.., Виктор на всю жизнь запомнился мне с улыбкой».

Да, все они, не дожившие до Победы, до наших дней, остались в памяти своих родных и близких, друзей молодыми, жизнерадостными, полными сил и отваги. И беззаветно мужественными, ежечасно, ежеминутно готовыми к своему непростому ратному труду, который мы спустя годы именуем подвигом.

...А хмурое или ясное небо по-прежнему освещали время от времени ракеты — красные, белые, зеленые. И если устремлялись они к земле, это означало, что командир летящего каравана просит прикрытия. По этому сигналу в небо взмывали краснозвездные истребители. Воздушный мост, связывающий Ленинград с Большой землей действовал.»

Дополню тем материалом, которого нет в книгах. В июне 1943 года 286 ИАП расформировали и капитана Обиралова Виктора Григорьевича перевели в 14 ГИАП, а в сентябре этого же года Виктор погиб при выполнении боевого задания. Документы рассказывают следующее: капитан Обиралов был сбит зенитной артиллерией противника при атаке на наблюдательный аэростат немцев. Самолет упал на территорию, занятую немцами. В донесении о безвозвратных потерях есть запись: «Жена Иванова Людмила Яковлевна, стрелок авиавооружения 14 ГЛК ИАП. Извещение вручено 18.09.43 лично». На сайте «Память народа» нашлась Иванова Людмила Яковлевна 1924 года, Калининская область, Вышневолоцкий район д. Гирино. 06.04.1985 г. награждена юбилейным орденом Отечественной Войны 2 ст. Но та ли это Людмила, большой вопрос. Чтобы осмыслить это, надо прочитать, в выше названных книгах об этой истории.

Автор текста Петровых В.Н.

Список сокращений

АЭ – Авиационная эскадрилья

ВА – Воздушная Армия

ВВС – Военно-воздушные силы

ГИАП – Гвардейский истребительный авиаполк

ИАП ПВО – Истребительный авиаполк противовоздушной обороны

ОТБАЭ – Отдельная тяжелая бомбардировочная авиационная эскадрилья

ОУТАП – Отдельный учебный тренировочный авиаполк

УТЦ ВВС – Учебно-тренировочный центр Военно-воздушных сил

Использованные источники.

Фото: