Энциклопедия Череповца / Череповец / Символы Череповца / Юбилей символа Череповца. Октябрьский мост: история и факты

Юбилей символа Череповца. Октябрьский мост: история и факты

alt=2 декабря Октябрьский мост в Череповце отметил свое официальное 25-летие. Именно 2 декабря 1981 года зам. министра черной металлургии С. Колпаков подписал акт приемки в эксплуатацию моста через Шексну.

Сейчас в Череповце активно обсуждается вопрос строительства второго моста через Шексну — проблема назрела, а решить ее очень сложно. Уж слишком дорогостоящий это проект, без поддержки государства не справиться. Но предпринимать все возможное, чтобы воплотить и эту мечту в жизнь, стоит. Не многие, можно предположить, помнят, сколько лет ушло на то, чтобы в городе металлургов появился Октябрьский мост.

Косыгин: «Мост нужен»

В июле 1967 года Вологодская область за успехи в экономическом развитии была награждена орденом Ленина — в ту пору высшей правительственной наградой. Вручал ее председатель Совета Министров Союза ССР Алексей Косыгин.

После посещения Вологды Косыгин заехал в Череповец. Высокого гостя сопровождали первый секретарь обкома КПСС А. Дрыгин и председатель областного Совета народных депутатов Л. Власенко.

В числе городских чиновников, встречавших гостя, был и. о. председателя горисполкома Николай Ератин (сейчас он возглавляет ветеранскую организацию в Череповце).

— Встретили мы Косыгина как подобает, — вспоминает Николай Васильевич, — даже продумали, какими череповецкими кушаньями его угостить. Выйдя из магазина, Косыгин как-то неожиданно для нас обратился с вопросом: «А не стоит ли нам областной центр перенести в Череповец?» Мы немного растерялись, переглянулись, отвечать пришлось мне. Ответил, что нет особого смысла. Вологда ближе к Москве; решать насущные проблемы удобно, да и народ привык.

Далее, рассказывает Ератин, маршрут Алексея Косыгина пролегал к Шексне. Тут, на берегу красавицы-реки, было принято решение о строительстве моста.

— Вопрос этот давно был насущным, злободневным. К нашему удивлению, Косыгин среагировал моментально, видимо, ждал подобного вопроса: мост нужен, он будет. И через три дня меня вызвали в Москву.

Послание потомкам

36 лет назад, в 1970 году, началось строительство. Приурочили волнующее и важное событие, которое «навсегда войдет в летопись Череповца», как писал «Коммунист» в апреле того года, конечно же, к юбилейной дате со дня рождения вождя Именно 22 апреля мостостроители забили первую сваю в основание первой опоры. Сегодня  малоизвестный факт, что в опору моста была заложена капсула с пластиной — этакое послание потомкам. Текст следующий: «Сегодня, 22 апреля 1970 года, в день 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, бригада В.И. Батищева мостопоезда №809 Ленинградского треста «Мостострой» № 6, забив первую сваю, приступила к сооружению моста через реку Шексну в городе Череповце». Почетную обязанность опустить капсулу в сваю доверили Николаю Ератину.

Движение в две полосы

Временное движение по мосту, как свидетельствуют документы, было открыто 5 ноября 1979 года — в две полосы (по одной полосе в каждом направлении). При температуре ниже минус 20 градусов — ограничение скорости до 30 км/ч. При температуре ниже 30 градусов мороза — движение транспорта по мосту прекращается. Все расходы по эксплуатации мостового перехода оплачиваются заказчиком строительства — металлургическим заводом.

Управления внутренних дел и коммунального хозяйства горисполкома (Игнаткин, Блинников) обязали обеспечить на мосту круглосуточное дежурство работников Госавтоинспекции и дорожно-эксплуатационной службы. Под решением стоят подписи председателя горисполкома В.И. Завьялова и секретаря горисполкома Н.К. Бушмакина.

Владимир Михеев

Источник: Речь. – 2006. – 4 декабря. – С.2.

На карте