65 лет Евгению Ивановичу Мартышеву

2016-06-10 14:32

17 июня исполняется 65 лет Евгению Ивановичу Мартышеву – художнику, который родился в Череповце, здесь живет и работает.

«В четвертом классе решился идти в изостудию при Доме пионеров. Осталась дорогая память о руководителе изостудии Ангелине Анатольевне Алексеевой, учившейся в свое время у К. П. Петрова-Водкина в Академии художеств», - рассказывает Евгений Иванович.

Вглядитесь в портрет А. А. Алексеевой, написанный Мартышевым, и вы поймете, насколько значим этот человек для художника!

На нас смотрит умное лицо, изрезанное морщинами, но… не старое. Вероятно, так кажется потому, что глаза – добрые, лучистые и любопытные. Да, женщина на портрете не молода, но она не утратила интереса к жизни; видно, что такой человек никогда не будет по-старчески ворчать и брюзжать; люди, подобные А. А. Алексеевой, душой не стареют. Художнику великолепно удалось передать это состояние.

Следует подчеркнуть, что для портретов, написанных Мартышевым, характерна некая умиротворенность, доброта и мудрость, как, например, на полотнах «Старичок» и «Баба Маня». Смотришь на них и понимаешь, что не надо расстраиваться по пустякам, что на смену черной полосе всегда придет белая, а жизнь – по большому счету – не так уж и плоха. Эти картины не рвут душу, а вселяют надежду, что и самое замечательное в них.

Впрочем, чему здесь удивляться? Ведь Евгений Иванович о себе говорит так: «Очень люблю лица, люблю их разглядывать. Женские лица, лица детей, стариков. Люблю едва-едва видимые линии». И это состояние любви великолепно передает художник каждым мазком, каждой линией.

Столь же позитивны и пейзажи художника: «Кирилло-Белозерский монастырь», «Праздник в Кириллове», «Кириллов. Ветреный день». Список можно продолжать и продолжать.

Чувствуется, что Кириллов – особая страница в творчестве художника. И как же здесь не вспомнить рубцовские строки: «С каждой избою и тучею,/ С громом, готовым упасть,/ Чувствую самую жгучую,/ Самую смертную связь». Или: «О, Русь – великий звездочет! Как звезд не свергнуть с высоты,/ Так век неслышно протечет,/ Не тронув этой красоты,/ Как будто древний этот вид/ Раз навсегда запечатлен/ В душе, которая хранит/ Всю красоту былых времен…»

Говоря словами Александра Пошехонова, «… центральной темой в творчестве Евгения Мартышева все же является тема Родины, тема славного прошлого государства Российского, опирающегося на веру».

Большинство картин Мартышева обладают неким успокаивающим эффектом, и поэтому их хочется рассматривать долго, не торопясь, не отвлекаясь, забывая о суетном. Как верно подметил А. Пошехонов, «картинам Евгения Мартышева свойственен некий магнетизм по отношению к зрителю, некая гипнотическая притягательность».

Полотна художника в данном случае – связующая нить с  прошлым, с настоящим, с тем, что называем словом Россия – без пафоса, а прочувствованно до глубины души.

Евгений Мартышев – член Союза художников России с 1986 года. Его персональные выставки состоялись в Череповце, Шексне, Ульяновске, Москве; Финляндии, Канаде, Испании, Германии.

Большим событием в своей жизни художник считает выставку в Центральном доме художника, где им были представлены около ста работ в живописи и графике.

Популярность Е.И. Мартышева не случайна. Игорь Ляпин, например, говорит, что перед картинами этого художника вспоминаются строки русского поэта Василия Федорова: «Мы спорили/ О смысле красоты,/ И он сказал с наивностью младенца:/ - Я за искусство левое. А ты?/ За левое … Но не левее сердца».

А что от сердца, то – для души, понятно и близко. В этом и секрет.