Алексей Годовиков (1914-1942)

Алексей Николаевич Годовиков родился 19 января 1914 года семье летчика Николая Николаевича Годовикова (1893-1937).

Отец будущего героя работал бортмехаником на Московском авиастроительном заводе № 22 имени Горбунова. В 1929 году он готовил самолет АНТ4 «Страна Советов» к перелету в США, в 1934 участвовал в спасении челюскинцев. В 1937 году он был бортмехаником в беспосадочном перелете Москва – Северный полюс – Америка. 13 августа 1937 года связь с бортом прервалась. Предположительно, самолет потерпел крушение в Арктике, точное место падения до сих пор не установлено.

Алексей Годовиков окончил 7 классов школы и школу ФЗУ (фабрично-заводского ученичества). Работал слесарем на заводе «Авиахим1». В 1932 году он отучился в планерной школе и стал инструктором-планеристом в заводском аэроклубе.

В 1936 году Годовиков вступил в ряды Красной Армии. Вначале он поступил в танковое училище, но после гибели отца в 1937 году перевелся в 1-ю Качинскую Краснознаменную военную авиационную школу летчиков в Севастополе (позднее получившую имя А. Ф. Мясникова). В 1939 году Алексей Годовиков окончил летную школу и был направлен на службу в Московский военный округ.

В 1939-1940-м годах Годовиков участвовал в советско-финляндской войне в составе 148 истребительного авиационного полка. Затем служил в Лиепае в Латвии, был политруком, военным комиссаром эскадрильи.

В первые дни Великой отечественной войны 740-й истребительный полк, где служил Алексей Годовиков, был переброшен на оборону Ленинграда и в частности – Северной железной дороги на участке Вологда-Бабаево. В это время над территорией Вологодской области шли ожесточенные воздушные бои, с августа по ноябрь 1941 году на железную дорогу было совершено более 300 налетов и сброшено около 1500 фугасных бомб.

В ноябре 1941 года во время воздушного боя в районе деревни Апраксин городок Алексей Годовиков сбил вражеский самолет Ме-109 («Мессершмитт»). 29 декабря 1941 года в густой облачности около города Вологды он сбил бомбардировщик Ju-88 («Юнкерс»), а еще один заставил повернуть обратно. Сбитый Годовиковым «Юнкерс» был выставлен на площади в центре Вологды.

7 февраля 1942 Алексей Годовиков по сигналу тревоги вылетел во главе пятерки истребителей МИГ-3. Он нагнал вражеский Ju-88 в районе станции Заборье. Израсходовав все боеприпасы, Годовиков пошел на таран и сбил свой пятый по счету самолет противника. Предполагается, что от удара советский летчик потерял сознание и не смог покинуть падающий истребитель.

Самолет Годовикова нашли 8 февраля 1942 года  полукилометре от сбитого им «Юнкерса». Алексей Годовиков был похоронен в городе Череповце на кладбище Жертв революции и Гражданской войны рядом с площадью Жертв Революции (сейчас – площадь Революции). На месте захоронения в 1947 году поставили памятник герою.

4 марта 1941 года Алексею Годовикову было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Кроме этого он был награжден орденом Ленина и орденом Красной Звезды, а также медалями.

Подвиг Алексея Годовикова был увековечен:

  • имя Алексея Годовикова высечено на обелиске Славы в Вологде;
  • его имя носит улица в Череповце, а также в Казани и во Владикавказе;
  • в 1989 году в его честь установлен обелиск во дворе школы в поселке Заборье;
  • в 2016 году в Зашекснинском районе Череповца появился сквер Годовикова;
  • 22 июня 2020 года имя Алексея Годовикова присвоили самолету Сухой Суперджет 100 авиакомпании «Северсталь».

Источники информации: 

Фото с сайта: booksite.ru