17 февраля 2015 года исполняется 125 лет со дня рождения Евстафия Павловича Шильниковского, Заслуженного деятеля искусства РСФСР, графика, живописца, мастера художественной черни.
Северная чернь – это художественный промысел. «На поверхность серебряного предмета специальным инструментом – цеером мастер наносит рисунок, затем заполняет его черневой массой. Изделие подвергается обжигу, при котором черневой порошок расплавляется, прочно соединяясь с поверхностью предмета»,- пишет И.Я. Богуславская в книге «Северные сокровища», изданной в Архангельске в 1980 году.
Город Великий Устюг знаменит мастерами этого промысла. «Искусство северной черни в В. Устюге имеет долгую историю»,- говорят О.С. Попова и Н.И. Каплан в книге «Русские художественные промыслы», выпущенной московским издательством «Знание» в 1984 году.
Первое упоминание об устюжской черни относится к 1744 году; расцвет промысла приходится на вторую половину 18 века, а во второй половине 19-го промысел пошел на спад.
Среди тех, кто возродил его уже в 20 веке, был Евстафий Павлович Шильниковский.
Он родился 17 февраля 1890 года в деревне Кузнецово Великоустюгского уезда Вологодской губернии. Впоследствии семья переехала в город.
Евстафий окончил курсы рисования в Ярославле, а затем – Пензенскую художественную школу; учился в Петербургской Академии художеств, где его наставником был В.В. Матэ.
Вернувшись в Великий Устюг, Шильниковский работал инструктором изобразительного искусства при отделе образования, художником-декоратором в народном театре, а также сотрудничал с газетой «Советская мысль». С 1929 года его трудовая деятельность была связана с артелью «Северная чернь».
Аркадий Николаевич Мунин, автор книги «Серебряных дел художник» (Архангельск, 1979),посвященной Евстафию Павловичу Шильниковскому, сказал так: «В творческом пути Шильниковского-художника можно выделить два больших этапа. В первом – Шильниковский выдающийся рисовальщик и офортист…, во втором – руководитель фабрики «Северная чернь», художник, сумевший соединить достижения профессионального искусства с традициями народного промысла…».
На выставках в Москве и Париже демонстрировались изделия мастера (например, серия предметов на сюжеты произведений А.С. Пушкина и т.д.)
По рисункам художника выполнялись правительственные заказы; его изделия – летопись произошедших в стране событий, «поэмы, написанные резцом».
Евстафий Павлович скончался в г. Великий Устюг 18 августа 1980 года. Но дело его живет в творениях учеников, подхвативших «евстафету».
Книги, упоминаемые в тексте, находятся в отделе художественной литературы и искусства ЦГБ.