85 лет со дня рождения Джанны Таджатовны Тутунджан

2016-09-22

22 сентября исполняется 85 лет со дня рождения вологодского художника – графика Джанны Таджатовны Тутунджан.

«Как художник я родилась в Вологде, как гражданин – в Москве», - говорит она о себе.

Джанна Таджатовна появилась на свет в Москве; в этом городе прошла значительная часть ее жизни, а в 28-летнем возрасте она приехала в Вологду, и эта суровая неброской красоты земля стала неразрывно связана с творческой судьбой художника. Помните строки Николая Рыленкова, которые вполне можно адресовать и Вологодчине: «Здесь медленны реки,/ Туманны озера,/ И все ускользает/ От беглого взора,/ Здесь мало увидеть,/ Здесь нужно всмотреться,/ Чтоб ясной любовью/ Наполнилось сердце».

Джанне Тутунджан удалось «всмотреться»; ее сердце прониклось «ясной любовью» и к природе земли Вологодской, и к ее людям.

Главный герой произведений Джанны Таджатовны – скромный труженик-крестьянин. Художник говорит так: «В жизни мне всегда был интересен человек… Во все века искусство стояло лицом к человеку. Чем бы ни занималась музыка, литература, живопись и все их жанры – все они обращены к совершенству человеческого духа».

Деревня Сергиевская Тарногского района Вологодской области стала источником творческого вдохновения художника. Именно здесь зарождаются замыслы будущих картин, создаются эскизы, наброски, рисунки.

Особенно привлекательными для Тутунджан стали женские характеры и судьбы. Через их образы художник размышляет о сущности бытия, нравственных категориях.

Героини Джанны Таджатовны отличаются душевной чистотой, внутренней силой и мудростью. Они идут по жизни с достоинством, не ропщут на судьбу, часто суровую по отношению к ним. Образы женщин-крестьянок на полотнах художника в чем-то типичны, но при этом каждый индивидуален и самобытен.

По мнению искусствоведа Галины Дементьевой, создавая образы крестьянок, «от лирического восприятия жизни Д. Тутунджан проходит путь к философскому ее осмыслению».

Джанной Тутунджан создана интереснейшая серия «Разговоры по правде, по совести», куда вошли почти двести рисунков. Оригинальным является то, что художник ввела в образную структуру слова, соединив изображение и текст.

Однажды Д. Тутунджан призналась: «Рисуя людей в далеких деревнях, я буквально страдала от того, что кроме меня никто не слышит, как они говорят!»

Поэтому и стал рукописный текст полноправным элементом композиции. И подобный подход был в русском искусстве, начиная со средневековья.

Тутунджан, например, говорит, что «древним изографам тоже мало было показать одни лики святых, они исписывали целые столбцы, желая, чтобы люди услышали их речи!»

Свою же задачу художник увидела в том, чтобы донести до зрителя мысли тех людей, которые «представляют собой основу народного духа».

Джанна Таджатовна блестяще справилась с поставленной перед собой нелегкой задачей…

(По материалам книги: Д. Тутунджан. Разговоры. – Вологда, 2005).

Фото с сайта: cultinfo.ru