15 мая исполняется 80 лет со дня рождения Вениамина Николаевича Шарыпова – череповецкого писателя.
Рассказы Вениамина Николаевича - искренние, добрые, но и злободневные, освещающие нравственные проблемы общества.
О войне написано много, но рассказ Шарыпова «С весны до осени сорок пятого» по-своему уникален, внося нечто своеобразное в досконально исследованную, казалось бы, тему.
Здесь нет описания ужасов войны, но… Разве не страшно, когда второклассники, услышав от учительницы сообщение о Победе, продолжали сидеть молча, не сорвались с места, потому что «не помнили, когда война началась, и не догадывались, что когда-нибудь она может кончиться»… Страшно то, что дети воспринимают войну как некую данность, свыкаются с мыслью о ней.
Двенадцати- и тринадцатилетние после окончания начальной школы не пошли учиться дальше, а встали «к плугам, молотилкам, сенокосилкам, жаткам, не говоря о должности ездовых». Разве это норма? Детство, закончившееся в двенадцать лет, - это то, что обличает безнравственную сущность всех войн.
Интересен образ Осипа Всеволодовича – председателя колхоза. Он – тоже жертва войны, и часто проявляемая им жесткость – оттуда, со снежного поля под Москвой, где Осип Всеволодович был тяжело ранен, из госпиталя, где «спеленатый бинтами, коротал длинные бессонные ночи, не владея ни руками, ни ногами». Да, «Осип Всеволодович уходил на войну иным человеком». Ожесточение души – это тоже рана, причем – незаживающая.
Рассказ «Тревоги Федора Пазгалева» - о настоящем хозяине земли, чувствующем и понимающем ее. Проклюнувшаяся первая полупрозрачная травка для него – это «жемчужина»; перед тем, как приступать к севу, он растирал ком земли в пальцах и нюхал его… Земля для Федора – живая, понимающая истинное отношение к ней; он называет ее «матушкой». И больше всего на свете боится Федор не смерти, нет, а того, что не останется на земле его деревни, «его родного Пазгалева».
Эта тема находит развитие в рассказе «Огни районного центра». Люди поставлены перед дилеммой: уезжать из родной деревни или нет? Остались в Пазгалеве всего лишь два жилых дома, «а посредине – заросшие крапивой ямы от бывших пятистенков». Скорее всего, опустеют и эти два дома, семьи переберутся в райцентр, но как же понятна позиция героини рассказа, которая категорически не хочет уезжать, потому что в умирающей деревне – «наш дом»! А свой дом, выстраданный, - это одна из основных составляющих человеческого счастья. И горько, очень горько читать строки о том, «как в их деревне летней порой из ям, заросших крапивой, вдруг, бывало, поднимется пожилой человек и, прикрыв ладонью глаза, уходит, вздрагивая согбенными плечами». Когда-то на этом месте, заросшем сейчас крапивой, стоял его дом, «святое место»…
Необыкновенно трогателен рассказ «Старики». Старики – пожилая супружеская пара, дети у которых давно выросли и разъехались по белу свету. Что ж, такова жизнь. И коротают они свой век вдвоем, заботясь друг о друге и все-таки в глубине души надеясь, что вернется к ним дочь с мужем. «Изба вон какая, места хватит а в чужой-то стороне, поди не красно по общежитиям маяться», - рассуждает старушка. И неуютно от мысли, что не за горами то время, когда кто-то из стариков останется один…
Сиротеет деревня, уезжает в город молодежь, появляются новые рабочие династии. Может быть, по-другому и нельзя, у каждого времени свои законы. Писатель В. П. Шарыпов исследует эту проблему, пытаясь психологически и социологически обосновать ее. Человек из села приходит в город, на завод, начинает новую жизнь, и это – реалия нашей жизни, от которой нельзя отмахнуться. И все-таки… Жаль, что земля остается без настоящих хозяев, жаль, что исчезают маленькие деревеньки. Можно ли по-другому? И нужно ли? Ответы на эти, а также многие другие вопросы пытается найти Вениамин Николаевич Шарыпов, книги которого имеются в отделе художественной литературы и искусств Центральной городской библиотеки.
Фото: Вологодский комсомолец. - 1987. - 5 апреля. - с.4