Книга Александра Быкова «По следам Василия Кандинского»

2017-08-23

В краеведческий фонд отдела художественной литературы и искусств Центральной городской библиотеки имени В.В. Верещагина поступило очень интересное издание - книга Александра Быкова «По следам Василия Кандинского» (Вологда, 2015).

Василий Васильевич Кандинский - выдающийся русский живописец, график и теоретик изобразительного искусства, один из основоположников абстракционизма. В 1889 году он - в то время студент-юрист - предпринял экспедицию по Вологодской губернии, где изучал быт и некоторые юридические аспекты местного жизненного уклада.

Основой книги стал дневник Кандинского, который он вел во время путешествия. Автор издания сопровождает записки путевых впечатлений студента-юриста интересными комментариями, и перед читателем разворачивается широкая панорама жизни Кадниковского уезда (именно здесь побывал будущий художник) Вологодской губернии.

Поездка в российскую глубинку стала для Кандинского очень значимым событием. В 1913 году в работе «Ступени» он писал: «Особенно сильными впечатлениями моего студенческого времени, также определенно сказавшимися в течение многих лет, были: Рембрандт в петербургском Эрмитаже и поездка моя в Вологодскую губернию, куда я был командирован Московским Обществом Естествознания, Антропологии и Этнографии».

Дневник Кандинского представляет собой две части: описание путешествия в Кадниковский уезд Вологодской губернии и поездки в Коми край.

Своей задачей А. Быков ставил исследование первой части дневника и восстановление маршрута будущего художника.

Из дневника Кандинского: «Выехал в Кадников. Все эти почтовые станции так и дышат Гоголем. Познакомился с В.Ф. Фишером, земским доктором...»

Василий Федорович Фишер заведовал Кадниковской земской больницей, был образованным и эрудированным человеком.

Что представлял собой Кадников в конце 19 столетия? В. Кандинский увидел его таким: «Кадников - маленький городок; сплошь деревянный, каменных дома 2-3; улицы не мощеные, тротуары деревянные; извозчиков нет. Главная улица - Дворянская; есть бульвар».

Здесь автор путевых заметок познакомился с краеведом Николаем Александровичем Иваницким, труды которого были известны и за пределами губернии. Иваницкий работал в земской библиотеке; увлекался ботаникой и этнографией.

Биограф Кандинского Игорь Аронов подчеркивал ,что впоследствии Иваницкий часто дружески вспоминал будущего художника.

Не одну интересную встречу подарила Вологодская земля студенту-юристу, в том числе - с помещиком Александром Евграфовичем Мерцаловым, историком и коллекционером древностей. Его работы печатались в «Русской старине». Мерцалов считался сторонником либеральных веяний.

«Дай Бог, побольше таких людей», - написал В.В. Кандинский об А.Е. Мерцалове.

Путешественника удивил говор жителей некоторых деревень Кадниковского уезда. По его мнению, это было «малороссийское» произношение.

Как студент-юрист Кандинский обратил внимание на то, что «местные крестьяне предпочитали физические наказания штрафу, полагая, что легче перетерпеть боль, чем потерять деньги».

Посетив Вотчинское, путешественник познакомился со священником Аристархом Левитским, который был «довольно развитым семинаристом, радетелем школ и просвещения». Есть и другие свидетельства того, что Левитский отличался образованностью и начитанностью.

Исследователи творчества Кандинского считают, что экспедиция в Вологодскую губернию значительно повлияла на мировоззрение будущего художника. Именно после этой поездки он стал все больше и больше интересоваться искусством.

«В этих-то необыкновенных избах я и повстречался впервые с тем чудом, которое стало впоследствии одним из элементов моих работ. Тут я выучился не глядеть на картину со стороны, а самому вращаться в картине, в ней жить», - писал В.В. Кандинский.

Александр Быков уверен, что именно «поездка художника по дальним уголкам Вологодской губернии обогатила мировую художественную культуру».

Что ж, Вологодская земля для многих стала источником творческого вдохновения.