2 (15) июня - 120 лет назад - было присвоено звание «Почетный гражданин города Череповца» министру финансов России Сергею Юльевичу Витте, поддержавшему идею строительства железной дороги по линии Петербург - Череповец - Вологда - Вятка (1899).
Сергей Юльевич вошел в историю Российского государства как автор золотовалютной реформы, сторонник железнодорожного строительства.
Он родился 17 июня 1849 года в Тифлисе. Отец его - Юлий Федорович - был чиновником Департамента государственных имуществ администрации Кавказского наместничества.
По окончании физико-математического факультета Новороссийского университета Сергей Юльевич поступил на службу в управление Одесской железной дороги. Впоследствии он был назначен начальником эксплуатационного отдела правления акционерного общества Юго-Западных железных дорог, затем - управляющим дорогами Юго-Западного общества и т.д. Пик его карьеры на железнодорожном поприще - управляющий Министерства путей сообщения.
С. Ю. Витте - автор книги «Принципы железнодорожных тарифов».
24 февраля 1893 года императором был утвержден Комитет Сибирской железной дороги.
Череповецкий городской голова Иван Андреевич Милютин с большим интересом воспринял эту информацию. Дело в том, что Сибирская дорога должна была соединиться с центром страны, и здесь рассматривались два варианта: южный и северный.
Южный предполагал вести дорогу через Кострому, Ярославль и далее на Москву.
Северный соединял такие пункты, как Пермь, Вятка, Вологда, Петербург.
Именно северный вариант стал мечтой И. А. Милютина, потому что в этом случае дорога прошла бы и через Череповец, что способствовало бы росту благосостояния города.
Иван Андреевич принялся убежденно отстаивать свою точку зрения, приводя многочисленные экономические выкладки. На некоторое время он даже перебрался жить в Петербург, откуда поддерживал связь с городскими и земскими управами Тихвина, Вологды и Вятки. Присылаемые ему из этих городов статистические данные Милютин использовал для доказательства необходимости проведения железной дороги в северном направлении.
В конечном итоге сторонники его победили, чему немало способствовала и поддержка Сергея Юльевича Витте.
В мае 1901 года начались работы на строительстве Северной железной дороги.
Незадолго до этого Иван Андреевич Милютин получил телеграмму, в которой тихвинская городская дума просила его принять звание почетного гражданина города Тихвина «за оказанное им содействие и поддержку при разрешении вопроса о проведении Северной железной дороги в направлении, желательном для города». Подобные телеграммы тихвинцы отправили С.Ю. Витте, который тогда был министром финансов, и министру путей сообщения М.И. Хилкову.
Череповчане также посчитали нужным присвоить звание «Почетный гражданин города Череповца» Сергею Юльевичу.
И.А. Милютин и С.Ю. Витте в течение всей жизни поддерживали дружеские отношения.
Последнюю телеграмму, адресованную Витте, Милютин отправил в 1905 году, когда на Сергея Юльевича была возложена ответственная миссия: положить конец русско-японской войне, заключив достойный мир с японцами в США. Иван Андреевич в своем послании выразил надежду, что поездка Витте в Америку «будет началом светлой эры исстрадавшейся России за последние два года». Витте послал Милютину ответную телеграмму со словами благодарности «за доброе слово».
Иван Андреевич скончался в 1907 году.
Сергей Юльевич ушел из жизни в 1915-ом.
Литература: