5 июня исполняется 55 лет со дня открытия Волго-Балтийского водного пути, которому 11 декабря 1964 года было присвоено имя В. И. Ленина.
Волго-Балтийский водный путь - это система каналов, рек и озер на северо-западе нашей страны, соединяющая бассейны Каспийского и Балтийского морей.
Предшественницей Волго-Балта можно считать Мариинскую водную систему протяженностью 1125 километров, вступившую в строй в 1810 году и предназначавшуюся в первую очередь для снабжения Петербурга продовольствием, древесиной и т.п.
Мариинская система также представляла собой ряд естественных и искусственно созданных водоемов, соединивших Каспийское и Балтийское моря. Строительные работы по созданию ее начались в 1799 году. Часть денег на сооружение канала выделила императрица Мария Федоровна, поэтому систему и назвали Мариинской.
21 июня 1810 года система заработала, открылось судоходство.
В начале эксплуатации выяснились некоторые существенные недочеты Мариинки. Так, например, от Рыбинска до Крохино товары отправляли на обыкновенных баржах, а для прохода по Белому озеру перегружали на палубные суда - белозерки. На перегрузку тратилось много времени и средств.
Рейс от Рыбинска до Петербурга длился 100-110 суток. Стоимость перевозки иногда равнялась собственной стоимости товара.
На Белом озере часто бывали штормы, поэтому для безопасности судоходства в 1843-1846 гг. был прорыт Белозерский обходной канал.
Онежское озеро также не отличалось спокойным нравом, и в 1845-1852 гг. создали Онежский обходной канал.
В 1858-1870 годах проводились работы по переустройству Мариинки; время пути от Рыбинска до Петербурга сократилось до 35-65 дней.
В дальнейшем система также неоднократно реконструировалась.
Преемником Мариинки стал Волго-Балт - крупнейшее сооружение, соединяющее пять морей: Балтийское, Белое, Черное, Азовское и Каспийское.
Первоначальный проект переустройства Мариинской системы был утвержден в 1940 году, но начатые работы прервала война. Строительство возобновилось в 1947 году, но в первые десять лет оно шло медленными темпами; впоследствии ситуация изменилась.
Осенью 1960-го в двух местах была перекрыта река Вытегра; в этом же году началось и перекрытие Шексны.
15 июля 1963 года открылся Череповецкий гидроузел.
2 ноября 1963-го волгобалтовцы перекрыли Вытегру в створе Новинкинского гидроузла. Плотина перегородила русло реки, и старая Мариинка перестала существовать.
В начале июня 1964 года по трассе Волго-Балта прошли первые большегрузные суда. Всего в течение навигации этого года по каналу проследовало более 3600 судов.
«Молодая дорога,/ Волго-Балт голубой,/ Ты встаешь на подмогу/ Делу нашему/ В строй!/ Там, где баржи кружили,/Днищем землю скребя,/ Мы тебя углубили,/ Мы спрямили тебя./ И высокую воду/ Тощим рекам навстречь,/ Исправляя природу,/ Заставили течь/ Для могучего флота/ Мы по мерке своей/ Прорубили ворота/ В лето белых ночей» (М. Шестериков, из стихотворения «От моря до моря»).
В настоящее время Волго-Балт включает в себя 11 шлюзов, 5 ГЭС, 25 земляных плотин и дамб, 12 паромных переправ; он не утратил актуальности как важнейший транспортный путь.
Литература: