55 лет со дня открытия Волго-Балтийского водного пути.

2019-06-05 00:00

5 июня исполняется 55 лет со дня открытия Волго-Балтийского водного пути, которому 11 декабря 1964 года было присвоено имя В. И. Ленина.

Волго-Балтийский водный путь - это система каналов, рек и озер на северо-западе нашей страны, соединяющая бассейны Каспийского и Балтийского морей.

Предшественницей Волго-Балта можно считать Мариинскую водную систему протяженностью 1125 километров, вступившую в строй в 1810 году и предназначавшуюся в первую очередь для снабжения Петербурга продовольствием, древесиной и т.п.

Мариинская система также представляла собой ряд естественных и искусственно созданных водоемов, соединивших Каспийское и Балтийское моря. Строительные работы по созданию ее начались в 1799 году. Часть денег на сооружение канала выделила императрица Мария Федоровна, поэтому систему и назвали Мариинской.

21 июня 1810 года система заработала, открылось судоходство.

В начале эксплуатации выяснились некоторые существенные недочеты Мариинки. Так, например, от Рыбинска до Крохино товары отправляли на обыкновенных баржах, а для прохода по Белому озеру перегружали на палубные суда - белозерки. На перегрузку тратилось много времени и средств.

Рейс от Рыбинска до Петербурга длился 100-110 суток. Стоимость перевозки иногда равнялась собственной стоимости товара.

На Белом озере часто бывали штормы, поэтому для безопасности судоходства в 1843-1846 гг. был прорыт Белозерский обходной канал.

Онежское озеро также не отличалось спокойным нравом, и в 1845-1852 гг. создали Онежский обходной канал.

В 1858-1870 годах проводились работы по переустройству Мариинки; время пути от Рыбинска до Петербурга сократилось до 35-65 дней.

В дальнейшем система также неоднократно реконструировалась.

Преемником Мариинки стал Волго-Балт - крупнейшее сооружение, соединяющее пять морей: Балтийское, Белое, Черное, Азовское и Каспийское.

Первоначальный проект переустройства Мариинской системы был утвержден в 1940 году, но начатые работы прервала война. Строительство возобновилось в 1947 году, но в первые десять лет оно шло медленными темпами; впоследствии ситуация изменилась.

Осенью 1960-го в двух местах была перекрыта река Вытегра; в этом же году началось и перекрытие Шексны.

15 июля 1963 года открылся Череповецкий гидроузел.

2 ноября 1963-го волгобалтовцы перекрыли Вытегру в створе Новинкинского гидроузла. Плотина перегородила русло реки, и старая Мариинка перестала существовать.

В начале июня 1964 года по трассе Волго-Балта прошли первые большегрузные суда. Всего в течение навигации этого года по каналу проследовало более 3600 судов.

«Молодая дорога,/ Волго-Балт голубой,/ Ты встаешь на подмогу/ Делу нашему/ В строй!/ Там, где баржи кружили,/Днищем землю скребя,/ Мы тебя углубили,/ Мы спрямили тебя./ И высокую воду/ Тощим рекам навстречь,/ Исправляя природу,/ Заставили течь/ Для могучего флота/ Мы по мерке своей/ Прорубили ворота/ В лето белых ночей» (М. Шестериков, из стихотворения «От моря до моря»).

В настоящее время Волго-Балт включает в себя 11 шлюзов, 5 ГЭС, 25 земляных плотин и дамб, 12 паромных переправ; он не утратил актуальности как важнейший транспортный путь.

Литература:

  1. Волго-Балт[Текст] : [сборник статей / ред.-сост. В. М. Малков. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1965. - 383 с. : ил., карты.
  2. Егорова, Анастасия Всеволодовна. Волго-Балтийскийводныйпуть[Текст] / А. В. Егорьева ; О-во «Знание» РСФСР. Ленингр. организация. - Ленинград : Знание, 1966. - 44 с. : ил., карты.
  3. Малков, Владимир Михайлович.По земле Вологодской [Текст] / В. Малков ; [под ред. Ю. Д. Дмитревского]. - Вологда : Северо-Западное книжное издательство, 1968. - 399 с. : ил.
  4. Мариинка - Волго-Балт:историясозданияи развитияМариинскойводнойсистемы[Текст] : альманах / Всерос. обществ. орг. «Рус. геогр. о-во», Вологод. обл. отд-ние, Вологод. гос. пед. ун-т ; [сост.: С. Г. Карпов, Ф. Я. Коновалов]. - Вологда : ВГПУ, 2011. - 335 с., [8] л. ил. : ил. - Библиогр. в примеч.