Мариинская водная система - одно из выдающихся гидротехнических сооружений мира

2020-07-28

Мариинская водная система – водный путь России, соединяющий бассейн Волги с Балтийским морем; состоит как из природных, так и искусственных водных путей.

И. А. Милютин писал в одной из своих статей: «Готовым природным путем я называю реку Шексну от Волги до Белоозера: из 400 верст – 330 верст, Белое озеро – 40 верст, река Ковжа – 40 верст. Это к Волге, по ту сторону водораздела; затем по сю сторону, к Петербургу: река Вытегра – 20 верст, Онежское озеро – 30 верст, река Свирь – из 200 – 150 верст, Ладожское озеро – 160 верст или рядом с ним идущие две параллели каналов – 150 верст и река Нева до Петербурга – 50 верст, далее уже идет бесконечное море».

На Мариинке были устроены 28 шлюзов. Для безопасного сообщения вокруг озер Белого, Онежского и Ладожского прорыли обходные каналы.

Этот водный путь протяженностью свыше 1125 километров был необходим для снабжения Санкт-Петербурга продовольственными и промышленными товарами.

Сооружение системы проходило в царствование Павла Первого и его сына Александра Первого; заняло 11 лет (1799-1810).

Департамент водяных коммуникаций учредил император Павел Первый; во главе его он поставил графа Сиверса. Именно Сиверс представил государю доклад, где обосновывал необходимость сооружения канала в Вытегорском краю во избежание остановки судов, следующих с хлебом в Петербург, в случае засухи.

Павел Первый внимательно отнесся к докладу Сиверса, и для выбора места будущего гидротехнического сооружения отправил генерала де Волланта, выдающегося гидротехника.

Проектными работами также занимался английский инженер Джон Перри, состоявший на русской службе с 1698-го по 1712 годы.

Сиверс представил государю выполненные ими чертежи и смету, и Павел Первый сначала решил приостановить строительство канала, потому что это требовало больших материальных вложений. Императрица Мария, понимая важность решения проблем судоходства, предложила собственные денежные средства. Именно поэтому канал назвали Мариинским.

Официальное открытие движения по Мариинской системе состоялось 21 июля 1810 года. Суда по ней от Рыбинска, где была знаменитая хлебная биржа, до Санкт-Петербурга проходили за 110 суток.

Открытие Мариинской водной системы благоприятно сказалось на экономическом развитии Череповца; обслуживание судоходства стало одним из основных занятий череповчан.

В дальнейшее этот путь неоднократно реконструировался и усовершенствовался; в 1964 году Мариинка стала частью Волго-Балтийского водного пути.

 

Литература:

1. Мариинка - Волго-Балт: история создания и развития Мариинской водной системы : альманах / Всерос. обществ. орг. "Рус. геогр. о-во", Вологод. обл. отд-ние, Вологод. гос. пед. ун-т ; [сост.: С. Г. Карпов, Ф. Я. Коновалов]. - Вологда : ВГПУ, 2011. - 335 с., [8] л. ил.

2. Золотова, О. А. По Мариинке и Волго-Балту: путешествие в пространстве и во времени : [путеводитель] / Золотова О. А., Скупинова Е. А. ; Вологодское областное отделение "Рус. геогр. о-во". - Вологда : ВГПУ, 2011. - 211 с. : цв. ил.