60 лет со дня открытия Волго-Балтийского водного пути.

2024-05-31

5 июня исполняется 60 лет со дня открытия Волго-Балтийского водного пути. 11 декабря 1964 года Волго-Балтийскому каналу было присвоено имя В. И. Ленина.

Строительству и вводу его в эксплуатацию послужило существование Мариинской водной системы.

Мариинской эту водную систему назвали в честь императрицы Марии Федоровны, предоставившей заимообразно на начало работ 400 тысяч рублей.

Система состояла из природных и искусственных водных путей: река Шексна – Белое озеро – река Ковжа – Мариинский канал – река Вытегра – Онежское озеро – река Свирь – приладожские каналы – река Нева.

Предшественница Волго-Балта – Мариинская водная система (Мариинка) – имела протяженность 1125 километров и предназначалась главным образом для снабжения Санкт-Петербурга продовольствием и промышленными товарами.

Она вступила в строй в 1810-ом; сооружение ее продолжалось в течение 11 лет (строительство началось в 1799 году).

За время своего существования Мариинская водная система многократно усовершенствовалась; для безопасности судоходства, например, в 1843-1846 гг. был прорыт Белозерский обходной канал, а в 1845-1852 гг. создали Онежский обходной канал.

После проведенных в 1858-1877 гг. работ по переустройству Мариинки время пути от Рыбинска до Петербурга намного сократилось: если ранее оно составляло 100-110 суток, то после реконструкции стало 35-65 дней.

Преемник Мариинки – Волго-Балт – это система каналов, рек и озер на северо-западе нашей страны, соединяющая бассейны пяти морей: Балтийского, Белого, Черного, Азовского и Каспийского.

Проект переустройства Мариинской водной системы был утвержден в 1940-ом году, но реализацию планов приостановила Великая Отечественная война. Строительство возобновилось в 1947-ом; в первое с этого момента десятилетие оно шло медленными темпами, затем пошло значительно быстрее.

Краткая хроника событий такова.

Осенью 1960 года в двух местах была перекрыта река Вытегра; в это же время началось и перекрытие Шексны.

В 1961-ом состоялось открытие Вытегорского и Белоусовского гидроузлов.

В 1963-ем был введен в эксплуатацию Череповецкий гидроузел.

Старая Мариинка перестала официально существовать 2 ноября 1963 года, когда строители Волго-Балта перекрыли Вытегру в створе Новинкинского гидроузла и плотина перегородила русло реки.

Последнее судно, которое прошло через старые шлюзы, то есть еще по Мариинской водной системе, - это самоходная баржа «Иловля».

4 июня 1964 года через шлюзы Волго-Балта прошли суда гидростроителей, а 5 июня – первые грузовые суда. Поэтому этот день и считается днем открытия Волго-Балтийского водного пути.

Первый пассажирский пароход сообщением Ленинград-Ярославль прошел по Волго-Балту 28 июня.

Правительственный акт о приемке в эксплуатацию Волго-Балтийского водного пути правительственная комиссия подписала 27 октября 1964 года.

Всего в течение первого года навигации по этому пути проследовало более 3600 судов.

Волго-Балт включает в себя 11 шлюзов, 5 ГЭС, 25 земляных плотин и дамб, 12 паромных переправ; он по-прежнему остается важнейшей транспортной артерией страны.

Источники информации:

Фото с сайта: www.parkrusever.ru