Б. Челноков
Документальный очерк
Сорок лет назад было принято решение, которое, как показало время, открыло замечательную послевоенную страницу в истории не только Череповца, Северо-Запада нашей страны, но и всего рожденного и созданного Великим Октябрем. Всамые трудные годы восстановления разрушенного войной народного хозяйства началось проектирование Череповецкого металлургического завода. На сотни кульманов проектных институтов легли белые-листы дефицитного в то время ватмана, по которым пролегли первые линии строгих контуров будущего гиганта черной металлургии...
Но прежде чем это свершилось, в научных аудиториях и деловых строгих кабинетах шла острая борьба научно-технических идей, в которой взвешивался каждый рубль скупых ресурсов и после которой победило твердое слово великого реформатора черной металлургии И. П. Бардина — Череповец.
О Череповце говорят, что это город дважды рожденный. Своим вторым рождением он обязан прежде всего выдающемуся ученому-металлургу, общественному деятелю, Герою Социалистического Труда, лауреату Ленинской и Государственных премий, вице-президенту Академии наук СССР Ивану Павловичу Бардину.
С созданием и становлением Череповецкого комбината в жизни академика И. П. Бардина был связан большой этап его многогранной деятельности. Здесь, как и при строительстве первенца металлургии Сибири — Кузнецкого металлургического комбината, в полной мере проявились лучшие качества Ивана Павловича как ученого и инженера — умение мыслить по-государственному, решительность и настойчивость в достижении целей, в полезности и важности которых для страны он не сомневался. К сожалению, эта страница жизни академика еще недостаточно освещена. Этот пробел в какой-то мере восполняет документальный очерк директора музея трудовой славы комбината Б. В. Челнокова.
Нелегко складывалась судьба нового предприятия, его контуры вырисовывались через преодоление сомнений и разногласий на стадии предпроектной проработки. В научном обосновании экономической целесообразности его создания и в целом угольно-металлургической базы на Северо-Западе Европейской части страны огромную роль сыграл И. П. Бардин. Под его непосредственным руководством были выработаны и осуществлены мероприятия и рекомендации, позволившие вывести первоначально убыточное предприятие в прибыльное, высокорентабельное.
И. П. Бардин до конца своей жизни следил за тем, как набирал силу и развивался Череповецкий металлургический комбинат, по праву называемый его детищем.
Используемые в очерке архивные материалы, воспоминания очевидцев событий, дневниковые записи академика И. П. Бардина воссоздают облик замечательного человека, ученого, патриота своей Родины.
1. Начало родословной
Железное поле. Вологодские оружейники и уломские гвозди. Мастера кузнечных дел. От мушкетов до металлургии Череповца.
Главные атрибуты старого герба Череповца — судовой руль и гора железной руды. Город был важным портом на Мариинской водной системе, отсюда — изображение рули. А куски болотной руды напоминают о том, что этот край еще в XV— XVIII веках славился железоделанием и кузнечным ремеслом, причем также, как и знаменита а Тула.
Неподалеку от Череповца, между Устюжной и Белым озером, в заболоченной местности, которая звалась Железным Полем, добывали руду-ржавицу, которую пережигали в рукодельных домницах, и получали железо. Кустарное, производство железа в этом районе достигло, по тогдашним масштабам, значительного уровня. При Иване Грозном здесь отливались пушки-волоконейки, ковались стрелы, копья и мечи. Петр Iпоставил производство металла на государственную основу. Для ведения войны со Швецией за выход к Балтийскому морю требовалось вооружение. По именному указу царя в Олонецком крае, а также на Вологодчине — на Ижинском и Тырпецком заводах — начали плавить железо. Оружейники и приписные крестьяне денно и нощно лили пушки и ядра, бомбы и ручные гранаты, ковали пики и мушкеты, изготовляли якоря и корабельные цепи. В ходу была и мирная крестьянская утварь из местного железа — сохи, лемеха, серпы, топоры, горбуши, сковороды, гвозди.
Слава об устюженских, уломских и череповецких кузнецах в то время разносилась по всей Руси. Одних только гвоздей они делали ежегодно до 500 тысяч пудов.
Победоносное окончание Северной войны укрепило положение России на севере, и Петр Великий решил обоснован, на берегах Невы новую столицу, которая очень скоро превратилась в важный промышленный центр России. С каждым годом требовалось все больше металла. Местная металлургия, базировавшаяся па маломощных болотных и озерных рудах, была не в силах дальше питать промышленность Петербурга. Главными поставщиками металла стали южные заводы, заграница.
Железоделательный промысел, процветавший втечение многих веков неподалеку от Череповца, постепенно пришел в упадок.
2. Довоенный проект
Ахиллесова пята ленинградских машиностроителей. Кладовые Заполярья – на службу социализму. Богатые возможности бедных руд. Где строить завод? Правительственная комиссия выбирает строительную площадку.
Более чем два столетия Петербург-Петроград был столицей Российского государства. В годы Советской власти Ленинград стал крупнейшим потребителем металла для своих машиностроительных заводов и судоверфей. Часть металлопродукции для них производилась на месте — назаводах малой металлургии, но основной поток чугуна и проката шел с предприятий Юга и Урала. Создавшаяся диспропорция между металлургической и металлообрабатывающей промышленностями стала главным тормозом в развитии экономики Северо-Запада — этого важного региона молодой Страны Советов.
Еще в 1918 году по указанию В. И. Ленина создается комиссия по изучению Севера. Сразу же после освобождения Мурманска и Архангельска от интервентов она приступила к изучению природных богатств Кольского полуострова и Коми края. Для работы в ней привлекаются крупнейшие советские ученые и исследователи: А. П. Карпинский, А. Е. Ферсман, Л. С. Берг, В. Л. Комаров, Б. М. Куилетский, А. А. Чернов и другие.
В декабре 1925 года XIV съезд ВКП(б) провозгласил курс на индустриализацию страны. Осуществить преобразование народного хозяйства только на базе старых промышленных центров было невозможно. Новые предприятия нуждались в огромном количестве угля и металла.
К началу первой пятилетки СССР имел только одну угольно-металлургическую базу — на Украине. Она была не в состоянии удовлетворить потребности всей советской индустрии в угле и черном металле. Поэтому первый пятилетний план предусматривал создание мошной базы на востоке страны — Урало-Кузбасской.
С 1928 года начинается также этан форсированной подготовки к созданию топливно-металлургической, базы на Европейском Севере. В Ленинграде было организовано Северо-Западное геологическое управление, которое совместно с Арктическим институтом и Академией наук СССР начало систематическое изучение Карелии и Хибинских гор.
Шаг за шагом геологи проникают в тайны безмолвной пустыни Карельского полуострова. Постепенно «открывается наличие не только крупных богатств и крупных производительных сил. но и намечаются такие широкие перспективы, которые заставляют отбросить старое представление о бедности Севера».
В 1932 году группа инженера-геолога Д. Л. Шифрина выявила месторождение имандровских железных кварцитов с запасами бедных руд в объеме 400 миллионов тонн. На следующий год геологическим отрядом под руководством К. М. Кошпца были открыты самые мощные на Кольском полуострове (585 миллионов тонн) месторождения магнетитовых руд на берегу Ковдозера. Что особенно ценно было в этих рудах, так это их исключительная чистота, ничтожное содержание титана, фосфора и серы, то есть все то, что обеспечивает получение высокосортного металла.
Таким образом, к началу второй пятилетки стало очевидным, что Кольский полуостров и Карелия располагают большими запасами железных руд, которые могут обеспечить развитие металлургии не только Ленинграда, но и примыкавших к нему районов.
Об этом руководитель ленинградских коммунистов С. М. Киров доложил делегатам XVII съезда ВКП(б):
— Мы нашли и нашей области на севере огромные залежи железной руды... Железо там очень подходящее... Но весь вопрос с использованием этих железных руд упирается в отсутствие местного топлива, необходимого для металлургии.
Советские ученые пытались решить топливную проблему путем использования лесных ресурсов и торфяных залежей Северо-Запада. Рассматривалась также возможность импорта английского кокса и каменного угля, однако от него пришлось отказаться. Этот вариант был неприемлем в случае международных осложнений.
В ноябре 1935 года на совещании Карело-Мурманской экономической бригады профессор Н. М. Тоцкий поставил вопрос о необходимости наиболее оптимального решения проблемы топлива для развития промышленности Северо-Запада. Отметив, что лес и торф при развитии крупной промышленности, и особенно металлургии, не могут приниматься в расчет, ученый подчеркнул:
— Я считаю, что металлургию Кольского полуострова серьезно может решить только Воркута.
К этому времени геологические партии А. А. Чернова, Г. А. Чернова и другие разведали громадные (до 120 миллиардов тонн!) залежи коксующихся углей в районе реки Печоры. Возникла реальная возможность создания крупного металлургического центра на базе Кольских руд, печорских углей и местных ресурсов металлического лома. Учитывая это, Госплан СССР включил во второй пятилетний план развития народного хозяйства страны подготовительные работы по созданию черной металлургии Ленинградской области.
Первая попытка использования открытых месторождений была предпринята в марте 1939 года. Определяя перспективу развития черной металлургии наближайшие 10—15 лет, Гипромез (Государственный институт по проектированию металлургических заводов) рекомендовал построить в Архангельске завод производительностью 600 тысяч тонн чугуна и 700 тысяч тонн стали в год для снабжения металлом предприятий морского и речного судостроения, с использованием Кольской руды и печорского угля, подвозимых морским путем.
Предполагалось также строительство небольших передельных заводов в Карелии и в районе Колпино. Однако это не снимало с повестки дня проблему дефицита металла на Северо-Западе. Значительную часть металлопродукции по-прежнему пришлось бы завозить с Юга, Урала, из Сибири. Чтобы покончить с нерациональными перевозкам, нужно здесь создавать мощную металлургическую базу. Этот вопрос был поставлен правительством в число актуальных и первоочередных задач.
В марте 1939 года XVIII съезд партии выдвинул основную экономическую задачу развития страны – в ближайшие 10-15 лет догнать и перегнать в экономическом отношении передовые страны Европы и США. Задача заключалась в том, чтобы «на основе мощного подъема металлургии форсировать развитие машиностроения и обеспечит тем самым дальнейшее увеличение технического вооружения всего народного хозяйства и обороны страны».
Подъем металлургической промышленности обеспечивался двояким путем: дальнейшим ростом выпуска продукции на действующих предприятиях на основе улучшения использования существующих мощностей и вводом в строй новых заводов.
В третьей пятилетке наряду с завершением строительства Магнитогорского комбината, Нижнетагильского, Петрово-Забайкальского и Криворожского заводов, «Амурстали» и «Азовстали» было запланировано сооружение металлургических предприятий на Южном Урале, в Сибири, Центре.
Намечено также создание новой металлургической базы на Северо-Западе СССР.
В начале тридцатых годов, когда гигантскими шагами шла индустриализация страны, нужна была скорейшая отдача от строившихся предприятий при минимальных капитальных вложениях. Поэтому металлургические заводы ориентировали на руды с высоким содержанием железа. В связи с установкой XVIII партийного съезда приблизить новые заводы к источникам сырья и районам потребления готовой продукции важное значение приобретало введение в эксплуатацию так называемых бедных (с содержанием железа 28—35 процентов) железорудных ресурсов, неисчислимые запасы которых имелись на юге СССР, в районе Курской магнитной аномалии, в Казахстане, на Дальнем Востоке и Кольском полуострове.
Состоявшийся 13—16 февраля 1940 года под председательством заместителя народного комиссара черной металлургии СССР академика И. П. Бардина технический совет, посвященный вопросу использования бедных руд, отметил, что их запасы на территории СССР исцеляются сотнями миллиардов тонн, в том числе - в Мурманской области — 530 миллионов тонн. Ученые рекомендовали организовать детальные разведки и изучение железорудных месторождений Дальнего Востока, Восточной Сибири, Казахстана, заимандровских магнезитовых сланцев и енских магнетитовых железняков Мурманской области, чтобы затем использовать их как рудную базу намеченных к строительству в этих районах металлургических заводов.
Создание черной металлургии на базе руд Кольского полуострова приобретало важное народнохозяйственное значение. Не только потому, что Ленинград с его развитым машиностроением получал новые возможности для своего индустриального роста, но и по той причине, что решалась задача широкого промышленного использования бедных руд, не находивших до сих пор применения в мировой практике.
(Продолжение следует).
Источник: // Череповецкий металлург. – 1987. – 21 июля (№ 85). – С. 3.