Реформатор

Б. Челноков

Документальный очерк

(Продолжение. Начало в № 85).

Из воспоминаний Н. И. Коробова

«Примерно в июле 1940 года во время заседания у народного комиссара черной металлургии т. Тевосяна И. Ф. зазвонил правительственный телефон. Тов. Тевосян взял трубку и на вопрос, по которому звонили, ответил:

— Сейчас иду.

И, положив трубку, объяснил присутствующим:

— Вызывает товарищ Сталин. По возвращении я вас вызову.

Примерно через час т. Тевосян нас снова всех вызвал. На столе у него лежало постановление о строительстве Череповецкого завода за подписями Гене­рального секретаря ЦК ВКП(б) И. В. Сталина и председателя Совнаркома СССР В. М. Молотова. Он кратко передал нам содержание встречи.

...В кабинете у т. Сталина находились т. Молотов и председатель Государственного комитета геологии т. Малышев. Когда т. Тевосян вошел в кабинет т. Сталина, тот обратился к нему с такими словами:

— Вот здесь нам с Вячеславом Михайловичем товарищ Малышев доложил, что геологи открыли на Кольском полуострове крупные месторождения хороших железных руд. Теперь, когда уже добываются в Печорском бассейне коксующиеся угли, можно принимать решение о строительстве на их базе металлургического завода для снабжения металлом Ленинграда и других промышленных городов в этом районе. Как ты думаешь?

Тевосян ответил согласием.

— Ну, что же, — сказал Сталин. — Теперь давайте подумаем, где его следует расположить.

Подойдя к карте и обращаясь к Молотову, сказал:

— Вячеслав Михайлович! Мы с тобой были в ссылке в Вологодской губернии и хорошо знаем эти места. Пожалуй, лучше всего будет расположить завод в районе Череповца.

Присутствующие с ним согласились. Тогда он вызвал стенографистку и продиктовал текст постановления, которое было размножено на машинке и под­писано. Один экземпляр И. Ф. Тевосян принес с собой в наркомат. В этом постановлении ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР было написано следующее:

1. Предрешитьвопрос о строительстве металлургического завода в районе города Череповец на базе железныхруд Кольского полуостроваи углей Печорского бассейна.

2. Обязать Наркомчермет в месячный срок выбратьплощадку для строительства завода иприступить кего проектированию.

Так что же, выбор Череповца центром новой металлургической базы — не итог изысканий ученых, а результат волевого решения вождя? Нет, это далеко не так.

Прежде чем принять какое-либо решение, И. В. Сталин досконально изучал вопрос. Знал он о богатствах мурманского края задолго до разговора с т. Малышевым. Еще в беседе сбывшим наркомом черной металлургии Ф. А. Меркуловым в ноябре 1939 года он рекомендовал обратить особое внимания на использование бедных Кольскихруд для создания северо-западной металлургии.

Десятки научно-исследовательских и академических институтов включились в поиски ответа на главный вопрос проблемы: где строить завод? В июне 1940 года специалисты ИКЧМ во главе с академиком И. П. Бардиным обобщили материалы исследований и подготовили экономическое обоснование по организации металлургической базына Северо-Западе СССР.

Была дана характеристика железорудных месторождений и каменноугольных ресурсов европейского Севера, произведен анализ металлопотребления Северо-Запада СССР, высказаны соображения о профиле завода. Особое внимание былоуделено местонахождению центра металлургической базы. По традиции завод строили либо возле рудника и везли к нему уголь, либо возле шахт и доставляли туда руду. В данном случае не годилось ни то, ни другое. Металлургическое производство трудоемко, требует значи­тельного притока рабочей силы, а запланированные к эксплуатации богатства природы располагались в зоне вечной мерзлоты, в районе малоосвоенном, средним населением, за тысячи километров от основного потребителя металла — Ленинграда. Возникали большие транспортные расходы, связанные с перевозками сырья и топлива. Механическое применение опыта создания металлургических без Юга и Урала полностью исключалось. Нужны были новые принципы строительства, которые позволили бы максимально сократить чрезмерно дальние перевозки грузов проектируемого завода.

— Нужно строить завод где-либо между сырьевой и топливной базами, ближе к районам потребления металла, — к такому выводу пришли ученые. «Что касается конкретной точки строительства завода, — подчеркивали они, — то ее целесообразно выбрать в месте пересечения железнодорожной линии Вологда— Ленинград с водной системой, связывающей между собой районы железорудных месторождений, Ленинград, Горький и другие районы, приблизительно около г. Череповец».

В «Материалах к вопросу об организации металлургической базы на Северо-Западе СССР» рассматривался также и другой вариант размещения завода в районе станции Свирь на южной оконечности Онежского озера.

Преимущество череповецкого варианта заключалось не только в близости к районам Центра (до Москвы 623 км по железной дороге, до Горького — водная связь в летний период). Кроме того, достоинством Череповца являлось освоенность района и его расположение в таком месте, которое по климату приближалось к умеренной полосе России.

Итак, создавшаяся на Северо-Западе диспропорция между потреблением металла и незначительным его производством на заводах малой металлургии, огромные запасы железных руд в Мурманской области и Карелии, мощные месторождения коксующихся углей Печорского бассейна и существующая сеть коммуникаций предопределили строительство металлургического завода в Череповце.

15 июня 1940 года «в целях промышленного развития качественной металлургии и производства феррованадия в северо-западных областях СССР», постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) на базе Пудожгорского месторождения титаномагнетитов было разрешено строительство Пудожгорского металлургичес­кого комбината в составе горно-рудного хозяйства, доменного, бессемеровского, химического и феррованадиевого цехов с годовой мощностью 100—120 тысяч тонн ванадиевого чугуна и 1000—1200 тонн 40-процентного феррованадия. Для производства качественного чугуна был запланирован другой комбинат, в состав которого должны войти металлургический завод сцентром в Череповце и железорудные предприятия, сооружаемые возле Оленьей горы и озера Ковдор.

Проектирующим организациям предлагалось обеспечить интенсивные темпы выполнения проектов и рабочих чертежей, от чего зависело своевременное начало строительства, финансирование геолого-разведочных, исследовательских, проектных и строительных работ правительство разрешило вести, не дожидаясь проектов и смет.

Уже 4 июля народный комиссар черной металлургии СССР И. Ф. Тевосян назначил начальника технического отдела Наркомчермета Н. И. Коробова председателем комиссии по выбору площадок для строительства Пудожгорского металлургического комбината, всех горно-рудных предприятий и вспомогательных сооружений Енского и Заимандровского месторождений, а также нового металлургического завода в районе Череповца.

Из воспоминаний Н. И. Коробова

 «В начале июля я отправился в Ленинград, где находился тогда Гипромез. Вместе с членами комиссии подобрал необходимую для работы хорошую то­пографическую карту пригорода Череповца, имы выехали поездом «Ленинград—Вологда».

Уже при подъезде к Череповцу, всматриваясь внимательно вокружающую местность, мне бросилась в глаза большая, сравнительно спокойная территория с правой стороны по ходу поезда, которая сразу была принята мной за один из возможных вариантов.

В исполкоме городского Совета нас приняли восторженно, узнав о решении партии и правительства о строительстве металлургического завода. Нам предоставили автотранспорт ивыделили работника аппарата, хорошо знавшего окрестности города. В течение нескольких дней комиссия осмотрела всю терри­торию радиусом 50 километров вокруг города, ноособенно внимательно — местность, прилегающую к району впадения реки Шексны в Рыбинское водохранилище и вдоль железнодорожной магистрали. При этом комиссия руководствовалась следующими научными принципами по выбору площадки для строительства большого завода с полным циклом металлургического производства: территория площадки должна быть достаточной для размещения завода, размером в несколько сот (желательно до 1500) гектаров и иметь благоприятную конфигурацию по длине и ширине, допускающую расположение цехов, агрегатов, сооружений, зданий и коммуникаций в соответствии с ходом производственных процессов, а также возможность дальнейшего расширения предприятия в будущем. Рыбинское водохранилище было надежным источником водоснабжения. Взаимное расположение города и завода по отношению к розе ветров обеспечивало минимальное загрязнение воздушного бассейна. Строительство заводских корпусов на небольшом расстоянии от города давало возможность трудящимся за 30—40 минут добраться от места жительства до работы.

Таким образом, из всех вариантов оптимальной оказалась площадка» расположенная на западной окраине города между железнодорожной магистралью и берегом Рыбинского водохранилища, которую я наблюдал из окна вагона при подъезде к Череповцу».

12 августа на объединенном заседании Череповецкого городского и районного Советов депутатов трудящихся было принято решение о целесообразности отвода площадки под строительство металлургического завода.

« Слушали:

§ 1. Предварительная информация по выбору площадки для строительства металлургического завода (докладчик член правительственной комиссии — Лившиц).

Заслушав и обсудив информационное сообщение правительственной комиссии по выбору площадки для строительства Череповецкого металлургического завода, объединенное заседание горисполкома и райисполкома РЕШИЛО:

1. Считать целесообразным и возможным отвести под строительство металлургического завода площадку размером около 400 га в пределах территории, ограниченной с севера — Северной железной дорогой, с востока — границей города Череповец, с юга — рекой Шексной и с запада — рекой Коштой.

Председатель горисполкома — Смирнов.

Председатель райисполкома — Куцентов.

31 августа 1940 года первый заместитель наркома черной металлургии Н. И. Коробов утвердил выбранную площадку.

Итак, дороги угля и руды пересеклись в Череповце. Так решилась судьба небольшого старинного русского города. Словно история не могла примириться с тем, чтобы заглохла навсегда гремевшая когда-то на Руси слава мастеров Уломы Железной и Устюжны Железнопольской.

(Продолжение следует).

На снимке: Н. И. Коробов — в 1940 году начальник технического отдела народного комиссариата черной металлургии, затем директор Гипромеза.

Фото из архива музея.

Источник: Череповецкий металлург. – 1987. – 13 августа (№ 95). – С. 2.