Б. Челноков
Документальный очерк
(Продолжение. Начало в №№ 85, 95)
3. Открывается новая страница
Большая судьба небольшого райцентра. Три вопроса индустриализации. Улица Труда, 58. Гипромез дает комбинату путевку в жизнь. Первые шаги металлургстроя. Вынужденная консервация стройки.
Созданный во второй половине XVIII века «для пользы водяной коммуникации» Череповец рос медленно. Он был типичным уездным русским городом. В одном из дореволюционных справочников о нем говорилось: «...в торговом и промышленном отношении значения не имеет».
Зарево новостроек горело где-то в стороне. Но вот, начиная с 1938 года, Череповцу пришлось потеснится: создавалось огромное рукотворное море, и из зоны затопления жители залитых Рыбинским водохранилищем сел перевезли вгород 500 домов, образовав за Ягорбой 10 новых улиц.
А потом пришла весть о строительстве в Череповце крупного металлургического комбината, который по размерам должен быть не меньше, чем Магнитострой.
Выступая 9 декабря 1940 года на пленуме Вологодского областного комитета ВКП (б), секретарь обкома партии П. Т. Комаров с гордостью говорил о преобразованиях, которые наметились вобласти в связи с решением партии и правительства о сооружении Волго-Балтийского и Северо-Двинского водных путей, электростанции на реке Сухона и металлургического гиганта в Череповце: «Мы становимся такой областью, которая займет важнейшее место в экономике нашей страны... Открывается новая страница Вологодской области. Она будет не только лесной, но и металлической!..»
Не просто вдохнуть жизнь в огромный экономический район: надо построить в Заполярье рудники и шахты, протянуть к ним железные дороги, создать мощную строительную базу и уже потом непосредственно приступать к строительству металлургического гиганта.
В связи с созданием крупного металлургического завода, обеспечивающего чугуном и сталью Ленинград, весь Север и Верхнее Поволжье, Совнарком СССР предложил Академии наук ускорить изыскательские работы на Кольском полуострове. 1—2 октября 1940 года состоялось совещание Комиссии Президиума АНСССР по вопросам черной металлургии и железным рудам Кольского полуострова. Открывая заседание, академик А. Е. Ферсман сказал: «До сих пор казалось, что черную металлургию Северо-Запада могут разрешить железные руды и торфяные залежи Кольского полуострова, но когда овладение печорскими месторождениями угля стало возможным благодаря строящейся новой железной дороге, — металлургическая промышленность для Ленинграда и тяготеющих к нему районов приобрела реальные очертания».
Выступавшие на совещании академики А. А. Чернов, Э. В. Брицке, профессор А. Е. Пробст, инженер Гипромеза В. М. Воронков и другие отметили, что те знания, которые имеются по Енским и Заимандровским железорудным месторождениям и печорским углям, совершенно недостаточны для того, чтобы можно было составить полноценный технический проект крупного металлургического завода. Необходимо срочно провести дополнительные исследования месторождений, организовать промышленное испытание руд и каменного угля, детально проработать целый комплекс вопросов.
Затем слово взял заместитель народного комиссара черной металлургии СССР академик И. П. Бардин.
Из выступления И. П. Бардина на совещании по вопросам черной металлургии и железным рудам кольского полуострова 1 октября 1940 года.
«При индустриальном освоении нового района необходимо думать о трех вопросах: что надо делать, как надо делать и сколько надо делать.
Что надо делать? Это определяют природные ресурсы. Наличие крупных месторождений железных руд и каменного угля говорит о том, что здесь можно строить металлургическое производство. Однако завод будет построен в исключительных условиях. Подобного предприятия пока нет нигде на свете. Здесь тяжелые климатические условия. Транспортные показатели нового завода будут большие. Стоимость перевозки необходимого сырья составит 30—40 процентов от общей стоимости чугуна. Следовательно, надо чрезвычайно хорошо взвесить экономическую сторону. Все возможности удешевления транспорта должны быть отражены в проекте.
Руды, бедные железом, но после соответствующей агломерации будут представлять высокоценное сырье. Уголь также надо обогащать.
Что должен завод делать? Статистика показывает, что для Ленинградской, Вологодской областей и Коми АССР требуется 650 тысяч тонн чугуна, из которогонужно2/3 передельного и 1/3 литейного. Главный потребитель — Ленинград. Потребление сортовых металлов должно составить 750 тысяч тонн, кроме того, 150—200 тысяч тонн — качественного проката. Общее количество прокатной стали будет около миллиона тонн, главным образом, лист, фасонный профиль, затем чугун литейный и передельный для заводов, работающих в этом районе. Если к этому прибавим Горький, которому требуется 600 тысячтонн металла, то строить большой металлургический завод мы имеем право. А месторасположение — Череповец — выбрано очень удачно, он находится на судоходной реке, так что металл можно передавать всудоходное время по воде.
Каким должен быть завод? Производительностью 1600—2000 тысяч тонн с таким профилем: 25 процентов давать на сторону, аостальные переделывать на этом же заводе.
Плюс этого завода, идостаточно большой, выражается втом, что он может утилизировать местный скрап, количество которого выражается в 300 тысяч тонн в год, а вбудущем будет еще больше. Сейчас он отвозится на далекие расстояния. Затем — пиритные огарки ленинградских предприятий.
Какие сорта должны делать на этом заводе? Мне кажется, что должен быть лист толстый, тончайший, балка широкополосная Грея. Это то, чего у нас не хватает. Завод должен служить для производства таких профилей, таких сортов металла, каких до сих пор не делали икоторые нужны, для того, чтобы еще выше поднять уровень нашей строительной, судостроительной имашиностроительной техники».
Ученые согласились с выводами И. П. Бардина, что при создании столь мощного комбината необходимо самым тщательным образом продумать все способы удешевления и рационализации производства металла. Завод должен вырабатывать немногие специфические сорта массовой продукции, в которых народное хозяйство страны все больше и больше нуждается.
Поставленные вопросы требовали быстрого разрешения, так как уже начались подготовительные работы на строительной площадке комбината.
Комиссия Президиума АН СССР по Кольскому полуострову принимает решение об организации в 1941—1942 годах Кольской комплексной экспедиции воглаве с А. Е. Ферсманом, которой поручалось вместе с академическими и отраслевыми институтами форсировать весь комплекс исследований.
Планом работ было предложено Восточному научно-исследовательскому углехимическому институту организовать опытное коксование в полупромышленном масштабе с целью обоснования состава шихты из печорских углей. Кольская база Академии наук должна произвести минералогические ихимические исследования енских руд.
Ленинградскому геологическому управлению и Всесоюзному научно-исследовательскому институту минералогического сырья поручалось продолжить детальную промышленную разведку месторождений известняков, доломитов, кварцитов, огнеупорной глины, формовочных песков и других нерудных ископаемых, тяготеющих к проектируемому комбинату.
Энергетический институт Академии наук должен представить свои соображения по вопросу обеспечения Череповецкого завода местным энергетическим топливом, а институт торфа — разработать вопрос о возможности использования для энергетических нужд завода местной торфяной базы.
Транспортная секция Академии наук приступила к разработке транспортной схемы передвижения руды, угля и вспомогательных материалов к намечаемому заводу, а институт экономики Академии наук — цикла мероприятий, связанных с освоением новых необжитых районов.
Листаю пожелтевшие страницы городской газеты «Коммунист» за 1940 год. «Продается дойная корова...», «Куплю мужской велосипед...», «Открытие сезона в городском драмтеатре...», «Требуется няня...» В номере 245 за 20 октября нашел нужное объявление: «Требуются на постоянную работу истопник, уборщица-курьер и секретарь-машинистка. Обращаться: улица Труда, 58».
Мало кто знал даже тогда, что по этому адресу располагалось управление Череповецкого металлургического комбината. На него были возложены функции заказчика: финансирование изыскательских, исследовательских и проектных работ, контроль за ходом строительства завода и рудников.
В архиве Череповца хранится список первых работников управления. Их было 12. Уполномоченным народного комиссариата черной металлургии СССР по строительству комбината был назначен инженер-металлург Николай Петрович Кузякин, его заместителем — С. Г. Русс. Начальником одного из отделов стал бывший череповецкий чекист Л. С. Наседкин. Числились в штате секретарь-машинистка, шофер, курьер, бухгалтер, счетовод-кассир...
22 марта 1941 года во главе управления встал Александр Иванович Мурзов, он уже назывался директором новостроящегося завода.
На выбранной Гипромезом площадке требовалось разместить не только металлургический завод, но и предприятия-спутники (шлакоцементный, огнеупорный заводы, деревообрабатывающий комбинат и др.), построить промышленный порт, соединить его железнодорожной веткой с заводом. Но это — на втором плане. В первую очередь началось сооружение барачного поселка для размещения рабочих в районе села Богородское. Необходимо было также освоить угодья бывшего конесовхоза Пулово-Борисово и организовать на этом земельном участке подсобное хозяйство.
Надо сказать, что с самого начала выявились острые споры и разногласия вокруг строительства комбината. Это объяснялось тем, что впервые в отечественной практике предлагалось построить завод в отрыве от сырья и топлива с использованием их непривычных видов: бедных руд и многозольных углей. Этим объясняются также сложности с финансированием и снабжением стройки. Первоначально утвержденный план капитальных работ на 1941 год в сумме 50 миллионов рублей впоследствии был снижен до 40 миллионов рублей. В эту сумму входили строительные, проектные, геологоразведочные работы, монтаж поступающего оборудования, а также платежи за отчуждение земель и перенос строений.
К 1 июня на строительной площадке Череповца возвели 16 бараков, столовую, баню, другие объекты быта, механические мастерские, склады для строительных материалов. Строительство испытывало недостаток в лесоматериалах, кирпиче, инструментах, оборудовании, поэтому за пять месяцев 1941 года было освоено всего 5978 тысяч рублей. К этому времени на стройке трудилось более 4500 рабочих.
Большие трудности были у проектировщиков. Приказом наркома окончание проектного задания по Череповецкому заводу и комбинату в целом было намечено к 15 апреля 1941 года. Однако этот правительственный срок был сорван, так как комитет по делам геологии не смог своевременно представить проектантам геологоразведочные данные по запасам заимандровских (оленегорских) и енских (ковдорских) руд, их качественной характеристики и схемы обогащения. Материалы на рассмотрение технического совещания при директоре Гипромеза главный инженер проекта А. Д. Гольдберг представил только в начале июня.
В течение четырех дней представители секторов Гипромеза, Гипрококса, Гипроречтранса, Гипрогора обсуждали достоинства и недостатки проекта.
В работе совещания приняли также участие директор строящегося Череповецкого металлургическое го комбината А. И. Мурзов и начальник строительства А. М. Хархардин.
11 июня директор Гипромеза Н. И. Коробов подписал проектное задание и рекомендовал его на утверждение народному комиссару черной металлургии. Проект предусматривал снабжение завода подготовленной рудой с аглофабрик Енского (2000 тысяч тонн) и Оленегорского (1200 тысяч тонн) горнорудных предприятий. Для удовлетворения нужд комбината в коксе было запланировано строительство рядом коксохимзавода производительностью в 1575 тысяч тонн металлургического кокса.
Программу и профиль металлургического завода решено было ориентировать на выпуск в основном качественного проката и чугуна для удовлетворения машиностроительной и судостроительной промышленности.
К проектному заданию завода комплексная архитектурно-планировочная бригада треста «Леноблпроект» под руководством архитектора А. В. Левитского выполнила проект планировки жилого района для металлургов. В течение 10—12 лет предусматривалось провести реконструкцию существующего города и освоение свободных территорий, примыкающих к городу с севера, востока и запада» Новое жилищно-коммунальное строительство для трудящихся завода было запланировано на западе, в районе селений Фроловское и Кичино.
Несмотря на то, что в Гипромезе проектное задание утвердили, у дирекции строящегося завода было немало вопросов, как организационных, так и технических. Особенно беспокоило сырье, до сих пор неизвестное вметаллургии. Как-то оно будет вести себя в доменной плавке? Не превратятся ли куски агломерата вмелочь после 1600-километрового пути по железной дороге?
Учитывая опыт И. П. Бардина в строительстве и эксплуатации металлургических предприятий, директор новостроящегося завода А. И. Мурзов в середине июня послал вего адрес письмо с протоколом технического совещания и просил высказать замечания по проектному заданию.
Гипромез запланировал в Череповце строительство доменных печей объемом 1300 кубометров, исходя из того, что они более экономичны, троизводительнее, меньше требуют капиталовложений. Однако такие печи требовали высокого качества кокса и руды, поэтому А. И. Мурзов просил академика И. П. Бардина оказать содействие впроведении опытных плавок на «Запорожстали» или «Азовзтали», имеющих идентичные печи, чтобы определить свойства железных руд Ено-Ковдорского и Заимандровского месторождений и печорских углей.
Поставив перед череповецкими металлургами главную задачу: производство качественных сталей, Гипромез рекомендовал установить в мартеновском цехе двенадцать 165-тонных сталеплавильных печей. Однако в целях лучшего технического обслуживания директор новостроящегося завоза предложил строительство двух цехов по шесть печей с последующим увеличением их до девяти и спрашивал об этом мнение И. П. Бардина.
Но И. П. Бардин не успел дать ответ. 22 июня 1941 года в самый разгар строительных и изыскательных работ началась Великая Отечественная война. Проект так и не был утвержден наркомом. Строительство Череповецкого металлургического завода и мурманских рудников распоряжением по наркомату черной металлургии СССР было законсервировано, все работы прекращены, рабочая сила и персонал стройки переброшены на другие объекты.
(Продолжение следует).
Источник: Череповецкий металлург. – 1987. – 20 августа (№ 98). – С. 3.