Реформатор

Б. Челноков.

Документальный очерк

(Продолжение. Начало в №№ 85, 95, 98).

5. Оптимальный вариант

Вновь всплывает проблема большой металлургии для Ленинграда, несовершенство довоенного проекта. Докладная записка И. В. Сталину. Вице-президент И. П. Бардин во главе комплексной экспедиции. Три принципа обоснования быть заводу в Череповце.

Война помешала реализации планов создания новой металлургической базы, ко она же и подтвердила жизненную необходимость быстрейшего осуществления этого важного государственного задания.

Еще шли кровопролитные бои у западных границ страны, а партия и правительство уже планировали восстановление в кратчайшие сроки разрушенного народного хозяйства. Так, в марте 1944 года Государственный Комитет Обороны принимает решение о восстановлении города-героя Ленинграда как центра тяжелого машиностроения. Малой металлургии не под силу было обеспечить сырьем потребности металлоемкого производства. Вновь возник вопрос о необходимости сооружения крупного металлургического предприятия на Северо-Западе СССР.

До войны в этом направлении была проделана большая подготовительная работа: определены сырьевая и топливная базы черной металлургии, выполнено проектное задание металлургического комбината с центром в Череповце. Но вся беда в том, что завод но этому проекту оказывался неэкономичным, так как предусматривал очень большую передачу выплавляемого чугуна (42 процента от всего объема), а в результате оставались без использования около 700 тысяч тонн металлолома из годовых отходов предприятий Северо-Запада. В условиях удаленности рудной и угольной баз были велики и транспортные издержки. Объем транспортной работы, необходимой для производства одной тонны чугуна, превышал в 4,4 раза соответствующий показатель для заводов Юга, в 2—2,5 раза — показатели заводов Урала.

Череповецкий завод в сравнении со всеми существующими и проектируемыми металлургическими предприятиями характеризовался неблагоприятными технико-экономическими показателями. В таких условиях привозной металл оказывался даже дешевле, чем местный. Высокая себестоимость получаемой стали вызывала у многих сомнения в эффективности строительства завода в Череповце. Эту характеристику принципиально не могло изменить и выдвигавшееся экспертизой предположение о размещении завода в Анненском Мосту или Лодейном Поле. Необходимо было изыскать новые методы проектирования.

13 ноября 1944 года Председатель Совета Народных Комиссаров СССР И. В. Сталин пригласил президента Академии наук СССР В. Л. Комарова. Он предложил Академии наук разработать рекомендации по созданию металлургической базы Ленинграда и обосновать наиболее рациональные пути ее развития, всемерно сократив зависимость от дальних перевозок.

Уже 16 ноября 1944 года вопрос обеспечения топливно-сырьевыми ресурсами металлургии Ленинграда был обсужден на совещании у президента с участием виднейших ученых академиков А. А. Байкова, И. П. Бардина, А. К. Ферсмана и других. Было отмечено, что проведена в прошлом большая работа в этом направлении. Вполне очевидно, что рудной базой должны стать Оленегорское и Енско-Ковдорское месторождения, а угольной — Воркута. Однако вопрос окон­чательно еще не решен. Академик И. П. Бардин настаивал, что «при условии обогащения на месте добычи руды и угля можно получить достаточно хорошие технико-экономические показатели. Однако масштаб производства металлургических заводов Ленинграда — 1,8 миллиона тонн чугуна, 1,7 миллиона тонн стали и 1,4 миллиона тонн проката в год — заставляют серьезно думать о разведке дополнительной сырьевой базы. Со стороны технологического процесса никаких затруднений не возникает. Менее благоприятные будут транспортные показатели. Внешний транспорт составит в себестоимости чугуна 75 процентов против 30 — 35 процентов по Кузбассу и Магнитке. Но ввиду явной необходимости развивать этот район, по государственным соображениям следует пренебречь большими транспортными расходами.

Что касается выбора места строительства завода, то было много различных мнений. Назывались — Череповец, Архангельск, Котлас, Анненский Мост, Лодейное Поле, Кандалакша. Каждая из этих точек имела свои положительные и отрицательные особенности. И. П. Бардин высказал мнение, чтонеобходимо остановиться на Череповце. И заметил, что «Череповец наиболее благоприятен с точки зрения отправки грузов по реке Шексне и Волге — вниз, по Мариинской системе — вверх».

Обсудив задание правительства, президиум АН СССР постановил: «Немедленно включиться в работу по обеспечению скорейшего практического решения вопроса о создании металлургической базы Ленинграда и признать эту работу главнейшей и первоочередной задачей Академии наук СССР на 1945 год».

Для разработки мероприятий, обеспечивающих развертывание строительства металлургического завода и снабжения его высококачественными топливно-сырьевыми ресурсами, при Совете по изучению производительных сил Академии наук СССР была организована специальная бригада под руководством В. Л. Комарова. В ее состав вошли академик А. Е. Ферсман (заместитель руководителя бригады), академики И. П. Бардин, А. А. Скочинский, Е. А. Чудаков, горный инженер В. Н. Васильев, профессора В. М. Куплетский, А. Е. Пробст, доктор наук Я. И. Долицкий и инженер В. В. Рикман. Бригаде поручалось обобщить данные довоенных исследований, выяснить фактическое положение дел и разработать конкретные рекомендации по строительству металлургической базы. 28 ноября группа ученых, возглавляемая «большим энтузиастом и знатокам всего большого района от Ленинграда до Ледовитого океана» А. Е. Ферсманом, выехала в Ленинград.

Результатом работы бригады АН СССР по проблемам металлургии Севера стала докладная записка, которую во второй половине декабря 1944 года президент В. Л. Комаров представил в СНК СССР. В записке были изложены практические и научно-исследовательские мероприятия, необходимые для создания большой металлургии Ленинграда. В ней, в частности, указывалось, что для развития черной металлургии в Северо-Западном районе имеются необходимые сырьевые и топливные ресурсы:

а) железные руды Кольского полуострова — Енское и Заимандровское, совершенно достаточные по количеству запасов для снабжения крупного металлургического завода, но требующие различных процессов обогащения для получения руд надлежащего качества;

б) угли Печорского бассейна, по качеству и количеству обеспечивающие развитие черной металлургии в Северо-Западном районе в любых масштабах;

в) ресурсы металлургического лома района Ленинграда — Москвы — Горького, возрастающие в перспективе ближайших лет до одного миллиона тонн в год и даже больше;

г) крупнейшие залежи торфа в районе г. Череповца.

С целью снижения затрат транспорта (а следовательно, и удешевления стоимости продукции) бригадой ученых предлагалось изыскать возможности укорочения транспортных путей, соединяющих Печорский бассейн и железорудные месторождения Кольского полуострова с металлургическим заводом (например, строительство железных дорог Коноша — Череповец, Масельская — Череповец). Эти спрямления ставили Череповец в более выгодное положение, чем другие точки, по величине пробега сырья, топлива и продукции.

Подвергнув критическому разбору сомнения противников создания нового завода и изложив соображения бригады АН СССР, В. Л. Комаров выразил убеждение в том, что «рост потребления металла со стороны промышленности Ленинграда, Мурманска, Архангельска, Москвы и Горького, при наличии здесь крупных запасов металлургического лома, со своей стороны, диктует необходимость создания в Северо-Западном районе надежного металлургического тыла... Я убежден в том, что сейчас нужно не дискутировать вопрос — быть или не быть заводу, всемерно и своевременно готовиться к предстоящему строительству». Президент просил правительство разрешить организовать в 1945 году специальную комплексную экспедицию Академии наук, которая совместно с Госпланом СССР, Наркоматом черной металлургии, Комитетом по делам геологии, Механобром и другими организациями могла бы провести все подготовительные работы по строительству нового металлургического комплекса.

В июле 1945 года для всесторонней разработки проблем нового центра металлургии в составе Совета по изучению производительных сил Академии наук была создана Ленинградско-Мурманская экспедиция, которую возглавил вице-президент АН СССР академик И. П. Бардин. К работе экспедиции он привлек силы геологов, технологов, металлургов, энергетиков, транспортников, экономистов.

Ленинградско-Мурманская экспедиция провела ряд исследований по уточнению качества и минералогического состава железных руд, по обоснованию рациональных методов их обогащения и по технологической и экономической их оценке. Одновременно были исследованы вопросы транспортировки сырья, топлива и готовой продукции, использования нерудного сырья, выбора структуры будущего завода.

Особое внимание И. П. Бардин уделил исследованию местных ресурсов сырья, топлива, энергии, их рационального использования, так как именно » этом ученые видели основной путь улучшения экономики нового предприятия. Экспедиция пришла к выводу, что крайняя отдаленность рудной и угольной баз, пониженное качество сырья, а также высокая стоимость топлива, как в районе добычи, так и в районе производства будут отрицательно сказываться на экономике и предопределять высокую стоимость продукции завода, если его проектировать по аналогии с уральскими или южными заводами. Все данные были за то, что обеспечить высокую экономическою эффективность металлургического завода в районе Ленинграда возможно лишь при условии реализации разработанных экспедицией рекомендаций. Высказывания И. П. Бардина о путях создания новой металлургической базы можно свести к трем основным принципам:

Во-первых, необходимо принять все меры к максимальному использованию всех видов местного сырья и топлива, выявить новые месторождения, более близко расположенные к заводу, и тем самым сократить работу транспорта. Рациональное решение проблемы может быть получено только при сочетании дальнепривозных Кольскихконцентратов и печорских углей с широким использованием местного сырья и топлива — металлического лома, пиритных огарков, торфа, гидроэнергии. Доля потребления металлолома в шихте должна быть увеличена с 13 процентов (по довоенному проекту) до 54 процентов. Широкое применение местных ресурсов позволит значительно разгрузить транспорт от чрезмерно дальних перевозок и тем самым удешевить производство металла. Это повышает экономическую эффективность металлургического завода.

Во-вторых, ориентация на местные ресурсы должна найти отражение в производственном профиле и в структуре металлургического завода, в составе eго основных агрегатов, в сортаменте продукции и в выборе его местоположения.

— Завод следует специализировать напроизводствесовершенно законченнойи квалифицированной продукции, — говорил И. П. Бардин. — А именно — на выпуске высококачественного готового проката. Нужно свести к минимуму производство товарного чугуна.

В этом принципиальное отличие нового завода от уральских и южных заводов, что, к сожалению, небыло учтено в довоенном проекте. По своему техническому уровню завод, конечно, должен стоять в одном строю с самыми передовыми металлургическими заводами как в СССР, так и во всем мире.

В-третьих, при больших пробегах руды и угля особую роль должно играть удешевление перевозок путемконцентрации их на специализированных мощных железнодорожных магистралях. Важную роль в перевозках грузов может сыграть использование дешевых водных путей. При реализации этих предложений объем транспортной работы для производства металла составит 8,6 миллиарда тонно-километров вместо 12,3 миллиарда тонно-километров по довоенному проекту, то есть транспортные издержки сокращаются на 30 процентов. Это давало экономию более чем 60 миллионов рублей в год.

Тщательный анализ И. П. Бардиным и экспедицией различных вариантов размещения завода — Кандалакша, Котлас, Ковжа, Архангельск, Петрозаводск, Беломорск, Тихвин, Череповец, Лодейное Поле, Анненский Мост — привел к выводу, что оптимальной точкой является Череповец.

Из докладной записки И. П. Бардина Председателю Совета Министров СССР Товарищу И. В. Сталину 26 июля 1946 года

«Главным результатом экспедиции следует призвать определение путей такого улучшения экономических показателей северо-западного металлургичес­кого завода, при котором его готовая продукция будет обходиться на месте потребления металла дешевле продукции уральских заводов и ненамного превысит стоимость проката, привозимого с Юга.

Такое улучшение экономической эффективности северо-западной металлургии достигается путем широкого использования наличных ресурсов местного сырья и топлива и радикального изменения в соответствии с этим ранее проектированного профиля заводаи состава его товарной продукции (значительное превышение выпуска стали над выпуском чугуна).

...При правильном подходе к проектированию северо-западного завода и полном использовании местных ресурсов вполне достижима высокая народнохозяйственная эффективность северо-западной металлургии!»

Таким образом, Ленинградско-Мурманская экспедиция полностью обосновала необходимость размещения металлургического завода в Череповце на площадке, выбранной еще в 1940 году. Она доказала возможность рентабельной работы нового металлургического центра страны.

(Продолжение следует)

Источник: Череповецкий металлург. – 1987. – 27 августа (№ 101). – С. 3.