Б. Челноков
Документальный очерк
(Продолжение. Начало в №№ 85, 95, 98, 101)
5. Второе рождение Череповца. «Приступить к строительству…» Каким будет завод? Плюсы и минусы седьмого варианта. Череповец преображается.
Исследования экспедиции, возглавляемой И. И. Бардиным, были утверждены правительством. На основании выводов ученых Госплан СССР включил создание новой угольно-металлургической базы вчетвертый пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства страны на 1946—1950 годы. В частности, внем говорилось; «...Приступить к строительству металлургических заводов в Казахской ССР и в районе Ленинграда... Расширить новую угольную базу для районов европейского Севера и Ленинграда — Печорский угольный бассейн».
В статье «Металлургическая база на Северо-Западе СССР», опубликованной в газете «Правда» 15 апреля 1946 года, И. П. Бардин писал: «Среди задач нового пятилетнего плана, утвержденного Верховным Советом СССР, видное место занимает проблема металла для Ленинграда и смежных с ним районов. По существу, поставлена проблема создания новой мощной угольно-металлургической базы СССР в очень своеобразных и сложных условиях... Использование для металлургии железных руд Кольского полуострова и углей Печоры обеспечит широкое и комплексное развитие производительных сил всего Северо-3апада и Севера европейской части СССР».
В самые жесткие сроки предстояло организовать добычу и обогащение руд Кольского полуострова, развернуть строительство новых и расширение действующих угольных шахт, протянуть сети железных и автомобильных дорог, реконструировать Волго-Балтийский водный путь, осуществить подготовку месторождений нерудных ископаемых для доменной и мартеновской плавок, строительство мощной энергетической базы для работы завода и, наконец, сооружение самого металлургического завода. Объем работ в промышленности и на транспорте оценивался в 5 миллиардов рублей, в том числе по Вологодской области – не менее 3 миллиардов рублей.
Состоявшийся в апреле 1948 года объединенный пленум Ленинградского областного и городского комитетов ВКП(б) вынес решение об ускорении строительства металлургического завода и поручил Ленфилиалу Гипромеза обеспечить строительство проектно-технической документацией. Совет Министров СССР разрешил организовать на строящемся Череповецком металлургическом заводе аппарат дирекции, возложив на него руководство проектно-изыскательской работой и технический надзор за ходом строительства завода.
12 апреля 1948 года министр И. Ф. Тевосян назначил директором строящегося завода С. И. Резникова. А после проведения подготовительных работ Совет Министров СССР 4 октября 1948 года своим решением определил и создание строительных организаций, и сроки строительства Череповецкого металлургического завода и его рудно-сырьевой базы.
Совет Министров СССР обязал советские и хозяйственные организации Вологодской области взять под особый контроль возведение металлургического завода и оказывать всемерное содействие и помощь как в укомплектовании стройки рабочей силой, инженерно-техническими работниками, так и в первоочередном снабжении ее местными строительными материалами. Соответствующие министерства должны были выполнить необходимые работы по реконструкции Череповецкого железнодорожного узла, разработать проекты речного порта завода, генеральной планировки и застройки г. Череповца жилыми, общественными, культурными и бытовыми зданиями.
В связи с большим объемом работ приказом по Министерству строительства предприятий тяжелой индустрии от 9 октября 1948 года на базе треста «Севзаппромстрой» был создан строительно-монтажный трест «Череповецметаллургстрой». Уже названием его главная задача определялась однозначно — строительство Череповецкого металлургического завода. Первым управляющим треста был утвержден С. С. Семенов.
В ноябре 1948 года Ленфилиал Гипромеза закончил составление проекта сооружения Череповецкого металлургического завода. Было рассмотрено несколько вариантов. 12 мая 1949 года седьмой вариант проектного задания был утвержден министром металлургической промышленности И. Ф. Тевосяном. Это был огромный коллективный труд. Любопытно, что проект составил более 150 томов, над ним работало около 1500 человек из 19 проектных институтов во главе с Ленинградским филиалом Гипромеза. Конечно, проектанты стремились предусмотреть в проекте совершенную технологию по тому времени с новейшим оборудованием, механизацией и автоматизацией процессов производства.
Стоимость спроектированного завода определялась громадной по тому времени суммой — 2749,2 миллиона рублей (в ценах 1945 года).
Интересно проследить сравнительную характеристику проектов Череповецкого металлургического завода разных лет — довоенного и послевоенного.
Наименование цехов и производств |
Проект 1941 года |
Проект 1948 года |
||
Характеристика агрегатов |
Годовая производительность (в тыс. тонн) |
Характеристика агрегатов |
Годовая производительность (в тыс. тонн) |
|
1.Агломерационный цех |
___________ |
|
4 аглоленты по 75 кв.м |
2200 |
2.Коксохимический цех |
4 коксовые батереи по 61 печи |
1575 |
4 коксовые батареи по 61 печи |
1457 |
3. Доменный цех |
3 печи по 1300 куб. м |
1800 |
3 печи по 1000 куб. м |
1200 |
4. Мартеновский цех |
12 печей по 165 т. |
1700 |
11 печей по 220 т |
1600 |
5.Прокатное производство |
блюминг 1150
непрерывно-заготовочный стан 720
толсто-листовой стан 3500
тонколистовой стан 1200 сортовой стан 400/300 листоотделочный цех (ЦХП) |
1350 |
блюминг 1150
непрерывно-заготовочный стан 720/150 листовой стан 2800/1080
__________
сортовой стан 400/300 листоотделочный цех (ЦХП)
мелкосортный стан 250 |
1250 |
6.Трубоэлектросварочный цех |
|
50 |
|
40 |
Проект 1948 года в общих чертах повторял довоенный. Строящийся завод рассматривался как предприятие районного значения, который должен был ликвидировать диспропорцию на Северо-Западе страны между значительным объемом потребления (около 2 миллионов тонн) и незначительным (20 процентов) производством проката. Принципиальное отличие нового проекта от довоенного заключалось в том, что почти весь чугун шел в последующий передел, процент использования металлолома в доменных и мартеновских плавках значительно повышался (до 54 процентов), а это открывало заводу путь в рентабельные предприятия.
На территории, отведенной под строительство завода, находилось 11 сел и деревень, девять колхозов и мелких промартелей. Вологодский облисполком возбудил ходатайство перед Советом Министров СССР об отводе 1916,12 га земельной площади для размещения промышленных объектов и жилищного фонда завода, производственных предприятий строительной базы треста «Череповецметаллургстрой».
Январский 1949 года пленум Вологодского обкома ВКП(б) определил задачи областной партийной организации в связи с решением правительства о строительстве Череповецкого металлургического завода. Было подчеркнуто, что строительство Череповецкого металлургического завода, наряду с разрешением проблемы создания металлургический базы для промышленности Ленинграда и северо-западных районов страны, создает основу для более быстрого развития машиностроения и металлообрабатывающей промышленности, превратит город Череповец в важный индустриальный центр страны. Пленум обязал советские и партийные органы взять под свой контроль строительство завода и оказать строительству всемерную помощь и содействие в выполнении заданий по вводу в действие объектов.
Началось изыскание резервов местных стройматериалов. Для сооружения металлургического завода требовалось только кирпича 400 миллионов штук, а также около 5 миллионов кубометров гравия, камня, песка, около 1700 тысяч кубических метров леса, сотни тысяч тонн цемента и других материалов. Конечно, так срочно область не могла обеспечить ими стройку. Был взят курс на развертывание в течение первого полугодия 1949 года строительства предприятий производственной базы самого треста «Череповецметаллургстрой», с тем, чтобы в 1950—1951 гг. полностью обеспечить стройку местными материалами.
Так, еще до первых домен и мартенов на берегах Рыбинского водохранилища закипела работа: прокладывались подъездные пути и шоссе, полным ходом возводились деревообрабатывающий комбинат, кирпичные заводы, предприятия по изготовлению железобетонных изделий, карьеры. Работа проводилась с раннего утра до позднего вечера. Слово «Череповец» в то время вдруг зазвучало так же, как в тридцатые — «Магнитка». Посланцы разных национальностей со всех концов страны приезжали на большую стройку. Но основной силой, ядром складывающегося коллектива строителей явились вологжане. По призыву областной партийной организации на стройку прибыли рабочие череповецких, вологодских, сокольских, великоустюгских предприятий, посланцы колхозных деревень со всей Вологодской области. В целях усиления партийной прослойки на строительстве металлургического завода была проведена мобилизация 700 коммунистов и 1200 комсомольцев.
Местным жителям Череповца пришлось потесниться, чтобы разместить в своих домах прибывающих строителей. Ате, кому не нашлось места, поселились в ближайших деревнях. Развернулось и жилищное строительство. В районе деревень Панькино и Богородское, на улице Полевой началось сооружение временного жилого поселка из сборно-щитовых домов.
А рядом закладывались фундаменты и новых кварталов. Город в то время заканчивался улицей Горького. Здесь, на месте городских окраин и огородов, и начиналось возведение первых послевоенных зданий. За двухэтажными домами полукольцом начали подниматься кирпичные и панельные здания в 4—5 этажей. Одновременно асфальтировались улицы и тротуары, строились детские сады, поликлиники, больница, школы, клуб. Появились новые застройки в районе проспекта Луначарского, улиц Верещагина, Карла Маркса, Энгельса, Красноармейской. Бульдозеры все дальше сдвигались на запад — срезали холмы, вырубали ивняк и ольшаник, копали отводные канавы и траншеи. Словом, готовили строительную площадку для заводских объектов...
День 26 марта 1949 года вошел в историю комбината. В этот день был взят первый ковш грунта под фундамент первого цеха металлургического завода — цеха металлоконструкций (ныне котельно-монтажного).
Ветераны, собираясь ныне, часто вспоминают трудности первых лет стройки. На первых порах не хватало механизмов. В 1950 году было всего девять (!) экскаваторов, восемь бульдозеров и ни одного (!) крана. Главными орудиями труда были лопата, плотницкий топор да тачка. А еще — мозолистые руки и горячий энтузиазм.
Но с каждым месяцем техники становилось вес больше. Важность форсирования череповецкой стройки подчеркивалась в Директивах но пятилетнему плану на 1951—1955 гг., принятых XIX съездом КПСС
Набирал силу и коллектив дирекции строящегося завода. В 1949—1951 гг. создаются отделы генплана и транспорта, производственный, технический, сметно-договорный, оборудования и снабжения. Формируются и первые цеховые коллективы. К середине 1953 года в цехах и отделах работали уже 134 коммуниста. 23 августа было принято решение городского комитета КПСС о создании самостоятельной заводской партийной организации. Ее возглавил инженер Геннадий Федорович Григорьевых. А спустя пять дней общее комсомольское собрание треста «Череповецметаллургстрой» приняло решение о разделении комсомольской организации стройки на строительную и заводскую. Этот день стал днем рождения заводской комсомольской организации. Первым секретарем комитета ВЛКСМ комсомольцы комбината избрали Леонида Чиркова.
У коллектива металлургического завода начался новый этап жизни.
На снимках: так выглядела первая строительная площадка вмарте 1949 года; участники разработки технико-экономического обоснования Череповецкого металлургического завода президент АН СССР В. Л. Комаров и академик А. Е. Ферсман (слева) (снимки из архива народного музея комбината).
Источник: // Череповецкий металлург. – 1987. – 3 сентября (№ 104). – С. 3.
(Продолжение следует).