«Когда говорят пушки, музы молчат». Это латинское изречение было неоднократно опровергнуто в годы Великой Отечественной войны. И на фронте, и в тылу музы не умолкали: работали культурные учреждения, выездные актерские бригады кочевали по фронтам им госпиталям, театры продолжали ставить пьесы, действовали детские кружки… Череповец в этом историческом срезе не исключение.
В Череповце в годы войны работали театр, кинотеатр, драмкружки, клубы.
По законам военного времени
Будущий историк, студентка выпускного курса ЧГУ Татьяна Смирнова, выбрала дли своего диплома тему, посвященную работе культурных учреждений Череповца в условиях военного времени. Для этого Татьяне за три года пришлось перелопатить множество документальных материалов, в том числе статистических и канцелярских, хранящихся в музейных архивах, сотни страниц исследований краеведов, просмотреть пожелтевшие листы старых газет.
Череповец снискал себе славу культурного города задолго до войны, не каждый уездный городок мог позволить себе собственную театральную труппу. У нас же действовал стационарный драматический театр, и пользовался он неизменным успехом.
Началась война, на фронт уходили новобранцы. Но перед отъездом многие успевали посмотреть спектакль череповецкого театра под названием «Полководец Суворов». Желающих увидеть его было больше, чем мест в зале. В проходах ставили стулья. Потом многие из зрителей садились в поезда и уезжали на фронт бить врага.
Но вскоре обратно в город пошли составы с ранеными и эвакуированными. Череповец зажил по законам военного времени. Комендантский час, светомаскировка, эвакуационный пункт... И здание театра отдали под военный госпиталь. Театр пришлось закрыть, труппу распустить. Однако уже к 1943 году он открылся, вернее, был создан заново: из прежнего состава осталось лишь несколько технических работников и актерская супружеская пара Лидия и Владимир Десслер.
Веселья час и боль разлуки
В том же 1943-м на сцене провинциального череповецкого театра с аншлагом прошли гастроли знаменитого хора имени Пятницкого, армейского ансамбля песни и пляски под руководством Иванова - там выступала солистка Большого театра Валерия Барсова, артисты знаменитого МХАТа и популярнейший певец Вадим Козин.
Череповчанка Ольга Шеляпина вспоминает об этих гастролях: «Хор имени Пятницкого приехал в полном составе. Женщины были в зеленых атласных сарафанах. Выступление началось с песни «Ах ты, степь широкая». Сначала тихо, еле слышно, потом все громче и громче полилась раздольная русская песня... Валерия Барсова, обладательница уникального колоратурного сопрано, исполняла знаменитого «Соловья» Алябьева, арии из опер Глинки, Россини. Желающих попасть на ее концерты было так много, что она, тогда уже не очень молодая, дала еще один дополнительный концерт бесплатный. Артисты МХАТа привезли сцены из «Анны Карениной» и из пьесы Горького «Враги». Когда Алла Константиновна Тарасова с ее неповторимым голосом читала монологи Анны - встреча с сыном и сцена ее гибели, многие плакали. А Вадим Козин побывал в нашем городе незадолго до своего ареста и ссылки в Магадан. Пел он самозабвенно цыганские романсы, песни собственного сочинения, повторяя их на бис, и закончил своей знаменитой песней:
«Веселья час и боль разлуки
Хочу делить с тобой всегда.
Давай пожмем друг другу руки
И в дальний путь на долгие года».
А труппа череповецкого театра ездила по колхозам, совхозам и МТС Череповецкого, Шекснинского, Бабаевского и других близлежащих районов. Постановки в сельских клубах шли при скудном свете керосиновых ламп, а порой и просто коптилок, но несли с собой другой свет - духовный. В дипломной работе Татьяны Смирновой приведены воспоминания одной из жительниц Шекснинского района: «Помню, весной приехали к нам артисты из Череповца. Прибежала ко мне соседская Тоня, зовет меня в клуб. А я неделю назад похоронку на своего Василия получила, и сердце словно окаменело, как кто пеплом его посыпал. Кроме горя своего, ничего кругом не вижу, не слышу. Утащила меня девчонка силком. И поняла я в тот вечер: Василия мертвого не поднять, спасать оставшихся живых надо. Постановка в тот вечер шла о ребятишках-сиротах, вывезенных из блокадного Ленинграда. И отошла я к посевной, как будто вновь увиделаянебо голубое, солнце весеннее, траву зеленую. Около 40 лет прошло. А помню их, артистов череповецких, больно сердечно они выступали».
Особое внимание в эти годы уделялось кинематографу. С первых дней войны художественная кинематография жила нуждами фронта и тыла. На первое место выдвинулась кинохроника. Единственный в то время в Череповце кинотеатр «Горн» демонстрировал фильмы с утра до глубокой ночи и всегда был переполнен, так как билеты стоили очень дешево.
«Мы старались не пропустить ни одного фильма, - вспоминает Ольга Шеляпина. - Это были добрые, светлые картины. В фильмах было много музыки, песен, которые легко запоминались и становились общенародными. Кинотеатр был одним из центров поднятия и поддержания боевого духа населения».
Не были забыты в это непростое время и дети. Для многих из них Дом пионеров стал вторым домом, а занятия в кружках определили дальнейшую судьбу юных череповчан. Так, Роза Баулина, в послевоенные годы ставшая звездой череповецкого балета, именно в первый год войны сделала первые шаги в хореографическом кружке. Тогда ей было восемь лет. «У нас было много задора и желания сделать свою жизнь красивой и счастливой» - эти слова Баулиной приводит в своей книге «Документальное повествование» журналист Римма Минина.
Кружков в Доме пионеров было около десятка, но самым многолюдным стал драматический кружок. Порой вместо одного зайца или двух белочек на сцену выбегали до десятка «зверюшек» - артистов было больше, чем ролей в спектакле.
Одним из культурных центров Череповца военных лет был и гарнизонный клуб. Особо популярным стал эстрадный оркестр военнослужащих, которым руководил офицер с говорящей фамилией Шопен. Солистом ансамбля был некто Смоленский. Имя его не сохранилось в истории, но старожилы помнят талант солиста. «Он покорял слушателей чудесным голосом и репертуаром: неаполитанские и русские народные песни, романсы», - вспоминает Шеляпина.
Часто в гарнизонном клубе проводились концерты и танцы, которые очень любила молодежь того поколения. Танцевали фокстроты, танго, вальсы на вечерах в школах, летом на танцплощадке в парке под мелодии разных лет: «Рио-Рита», «Брызги шампанского», «Утомленное солнце»...
Шла война. Но жизнь продолжалась.
Татьяна ВАСНЕЦОВА
Источник: Голос Череповца. – 2012. - 6 мая (№ 18). – С. 13.