Кто был отцом череповецкой журналистики?

В этом году отмечается 100-летие выхода в свет первой череповецкой газеты «Голос Череповца» (старое название «Северный торговый посредник»). И значение этого юбилея очень сложно переоценить. Ведь сто лет назад череповчане впервые приобрели возможность получать актуальную информацию о жизни нашего города. Газета «Голос Череповца», по сути, наметила основные темы и направления работы местной периодики, которые активно воплощаются в жизнь в настоящее время. То есть многочисленные современные череповецкие газеты, журналы, радио, телевидение и интернет-порталы в определенной степени обязаны своим существованием первой газете нашего города, и ее юбилей является юбилеем всей городской прессы!

СЛОВО «газета» (gazzetta) вошло в обиход в XVI веке - так первоначально именовалась мелкая итальянская монета, которую обычно платили за рукописный листок новостей в Венеции. А название монете дала в свою оче­редь птица сорока (по-итальянски gazza), изображенная на ней. В России 16 декабря 1702 года Петр I подписал указ о выпуске первого русского печатного издания под названием «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и иных окрестных странах». К началу XX века их число достигло 14 тысяч наименований. Правда, вплоть до второй половины XIX века газеты и журналы оставались малодоступны для рядового населения, в большинстве своем безграмотного. И встает резонный вопрос: как распространялась информация в дореформенной России?

ОСНОВНОЙ административной единицей Русского государства являлся церковный приход. Все села, деревни и городские кварталы были строго приписа­ны к определенным церквям, и их жителям полагалось ходить ис­ключительно в свой храм. Церковные требы имел право совершать только свой священник. Стоит ли удивляться, что в рамках одного прихода протекала практически вся жизнь русского человека. Священник и прихожане хорошо зна­ли друг друга. Более того, батюшка был в курсе дел своих пасомых. Поэтому на священнослужителей были дополнительно возложены функции современных ЗАГСов (они регистрировали факты рождения и крещения, венчания, смерти прихожан), статистических бюро (составляли ежегодные отчеты по своим приходам) и... средств массовой информации. В церкви доставлялись царские указы, постановления Сената и Синода. Все важнейшие события в жизни государства обязательно через священнослужителей доносились до простого населения.

Помимо официальной информации народ в достатке получал и неофициальные сведения. По городам и весям ходило множество странников, так называемых калик перехожих, которых с готовностью принимали у себя го­рожане. Странноприимство было в природе русского человека. В дальние путешествия нередко от­правлялись и сами череповчане. В Череповецком уезде была широко распространена традиция совершать регулярные паломничества к православным святыням, причем дважды в год: дальнее (чаще всего в Соловецкий монастырь) и ближнее (в пределах своего уезда или епархии). Паломники шли обязательно пешком, нередко останавливаясь на ночлег в незнакомых домах. И везде внимали рассказам жителей или таких же странников. Возвратившись домой, они щедро делились увиденным и услышанным с соседями. А далее уже включалось так называемое сарафанное радио. Иными словами, информационного голода наши предки не испытывали.

ВО ВТОРОЙ поло­вине XIX века правительство стало уделять внимание народному образованию. Открылось множество учебных заведений, только в Череповце их к началу XX века было 11. Грамотность населения значительно выросла, и газеты с журналами стали все чаще появляться в домах череповчан. На­пример, из дневника рядового крестьянина Вонифатия Ловкова мы узнаем, что он выписывал сразу три периодических издания.

В 1872 году в Череповце открылась публичная библиотека. В 1916 году в ее каталоге значилось 7 газет и 14 журналов.

Прессу стали активно выписывать и церковные приходы. В обязательном порядке череповецкие храмы получали «Новгородские епархиальные ведомости» (издавались с 1875 года). Местные священники стали активными корреспондентами журнала и ряда других изданий. Их поддержали некоторые горожане. В результате о Череповце с завидной регулярностью стали появляться заметки в губернской и даже столичной прессе.

Правда, это явно не удовлетворяло потребностям череповчан. Поэтому в городе делаются попытки основать свое периодическое издание. Первая из них относится к 1888 году, когда в Казани был выпущен ежегодник «Череповецкий календарь на 1889 год». Он включал в себя справочные сведения о городе, его уезде, памятные даты, подробную историческую летопись Череповца. Это издание и сейчас пользуется заслуженной известностью у краеведов, но было всего два выпуска.

Следующая попытка была предпринята спустя 10 лет. Предыстория ее такова. В 1895 году в Череповце получило регистрацию общество пчеловодов, кото­рое развернуло бурную издательскую деятельность: в 1895 году оно опубликовало свой устав, в 1897 году - отчет о деятельности. А в 1898-м замахнулось на изда­ние журнала «Записки Череповецкого общества пчеловодства». Правда, это издание ограничи­лось всего одним выпуском.

Казалось, какой-то злой рок преследовал местных редакторов и корреспондентов.

РАЗРУШИТЬ его удалось только в 1912 году Николаю Филипповичу Датешидзе, которого по праву можно назвать отцом череповецкой журналистики. Пока не удалось установить ни место его рождения, ни обстоя­тельства появления в Череповце. Но, вероятнее всего, он приехал в наш город с Украины, так как именно там печатал свои сочинения. Известно, что до переезда в Череповец Николай Филиппович успел проявить себя в роли автора водевилей и даже попал в авторитетный биографический справочник С. А. Венгерова. В 1902 году на Украине в городе Елисаветграде (ныне Кировограде) Н. Ф. Датешидзе выпустил под своим именем книгу «Злоба дня», включающую стихотворный водевиль. Кроме того, он активно пользовался псевдонимом Тамарин. В 1900-1904 гг. под этим именем в Харькове, Москве и Петербурге вышло несколько стихотворных пьес. По-видимому, они также являются творениями будущего издателя «ГЧ». Правда, все эти сочинения не получили широкой популярности, и неудавшийся драматург решил         попытать себя на ином поприще.

В 1912 году он основывает в Череповце журнал «Северный торговый посредник» (первый номер вышел в мае), который должен был стать связующим звеном между предпринимателями Череповца и покупателями, посредником в торговых операциях. Но разве мог любитель художественного слова ограничиться простым печатанием рекламных объявлений? Поэтому издание получило подзаголовок «Торгово-промышленный и литературный журнал». В рекламное, по сути, издание Датешидзе включил живое слово, литературные зарисовки и события не только из предпринимательской, но и культурной жизни Череповца. Автором большинства статей был он сам, но публиковал их под псевдонимами (Азъ, Немо и т. д.). Все названное обеспечило успех журнала. Только за 1912 год вышло 29 номеров, а на следующий год - 43. К ноябрю 1913 года издание окончательно обрело свое лицо. И Датешидзе принимает решение сменить скучное на­звание на более красивое и яркое.

В РЕЗУЛЬТАТЕ1 декабря 1913 года Череповец приобретает газету «Голос Череповца», ставшую правопреемницей журнала «Северный торговый посредник». Данная газета, освещавшая все значимые события города, действительно стала настоящим рупором (голосом) Череповца и приобретала все большую и большую популярность. Только в декабре 1913 года вышло восемь номеров газеты, то есть она стала выходить не один, как ранее, а два, а иногда и три раза в неделю. Правда, позднее пришлось вернуться к старому графику. В 1914 году было выпущено 56 номеров, а в 1915-м - всего три (последний датируется 28 января).

Что же стало причиной неожиданного конца этого, казалось бы, успешного издания? По-видимому, погубило «Голос Череповца» появление сильного конкурента.

3 декабря 1914 года в Череповце стала издаваться вторая городская газета «Новгородский север», издателем которой стал не какой-то приезжий драматург, а один из влиятельных городских чиновников - Аким Григорьевич Максимов. Он на протяжении многих лет неизменно избирался гласным городской Думы. Он в разные годы служил мещанским старостой при Сиротском суде и городской управе, а также членом городской управы. Иными словами, Аким Григорьевич пользовался огромной поддержкой в руководстве города, и конкурировать с ним Датешидзе был не в силах. Поэтому он решил уступить. В его распоряжении осталась редакция «Северного торгового посредника», но своего печатного органа он не имел.

Примиритьсяс таким положением Николай Филиппович, конечно же, не смог. Он уехал из Череповца с твердым намерением продолжить издательское дело в другом городе. И выбрал для своей дальнейшей деятельности саму столицу Российской империи. 8 июля 1916 года в Петрограде выходит первый номер журнала «Друг деятелей кино-варьете-миниатюр», имевший подзаголовок «Еженедельный орган, посвященный нуждам артистов и владельцев театров «Кино-варьете-миниатюр-цирк». Это издание стало совместным предприятием Н. Ф. Датешидзе и В. М. Голвдена (Михалини). Журнал выходил на восьми полосах, без иллюстраций. Всего вышло пять номеров (последний - 25 октября 1916 года). После этого Николай Филиппович, похоже, оставил попытки войти в элиту русской журналистики.

Продолжение истории череповецкой прессы в следующем номере.

Михаил МАЛЬЦЕВ