В этом году отмечается 100-летие выхода в свет первой череповецкой газеты «Голос Череповца» (старое название «Северный торговый посредник»). И значение этого юбилея очень сложно переоценить. Ведь сто лет назад череповчане впервые приобрели возможность получать актуальную информацию о жизни нашего города. Газета «Голос Череповца», по сути, наметила основные темы и направления работы местной периодики, которые активно воплощаются в жизнь в настоящее время. То есть многочисленные современные череповецкие газеты, журналы, радио, телевидение и интернет-порталы в определенной степени обязаны своим существованием первой газете нашего города, и ее юбилей является юбилеем всей городской прессы!
СЛОВО «газета» (gazzetta) вошло в обиход в XVI веке - так первоначально именовалась мелкая итальянская монета, которую обычно платили за рукописный листок новостей в Венеции. А название монете дала в свою очередь птица сорока (по-итальянски gazza), изображенная на ней. В России 16 декабря 1702 года Петр I подписал указ о выпуске первого русского печатного издания под названием «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и иных окрестных странах». К началу XX века их число достигло 14 тысяч наименований. Правда, вплоть до второй половины XIX века газеты и журналы оставались малодоступны для рядового населения, в большинстве своем безграмотного. И встает резонный вопрос: как распространялась информация в дореформенной России?
ОСНОВНОЙ административной единицей Русского государства являлся церковный приход. Все села, деревни и городские кварталы были строго приписаны к определенным церквям, и их жителям полагалось ходить исключительно в свой храм. Церковные требы имел право совершать только свой священник. Стоит ли удивляться, что в рамках одного прихода протекала практически вся жизнь русского человека. Священник и прихожане хорошо знали друг друга. Более того, батюшка был в курсе дел своих пасомых. Поэтому на священнослужителей были дополнительно возложены функции современных ЗАГСов (они регистрировали факты рождения и крещения, венчания, смерти прихожан), статистических бюро (составляли ежегодные отчеты по своим приходам) и... средств массовой информации. В церкви доставлялись царские указы, постановления Сената и Синода. Все важнейшие события в жизни государства обязательно через священнослужителей доносились до простого населения.
Помимо официальной информации народ в достатке получал и неофициальные сведения. По городам и весям ходило множество странников, так называемых калик перехожих, которых с готовностью принимали у себя горожане. Странноприимство было в природе русского человека. В дальние путешествия нередко отправлялись и сами череповчане. В Череповецком уезде была широко распространена традиция совершать регулярные паломничества к православным святыням, причем дважды в год: дальнее (чаще всего в Соловецкий монастырь) и ближнее (в пределах своего уезда или епархии). Паломники шли обязательно пешком, нередко останавливаясь на ночлег в незнакомых домах. И везде внимали рассказам жителей или таких же странников. Возвратившись домой, они щедро делились увиденным и услышанным с соседями. А далее уже включалось так называемое сарафанное радио. Иными словами, информационного голода наши предки не испытывали.
ВО ВТОРОЙ половине XIX века правительство стало уделять внимание народному образованию. Открылось множество учебных заведений, только в Череповце их к началу XX века было 11. Грамотность населения значительно выросла, и газеты с журналами стали все чаще появляться в домах череповчан. Например, из дневника рядового крестьянина Вонифатия Ловкова мы узнаем, что он выписывал сразу три периодических издания.
В 1872 году в Череповце открылась публичная библиотека. В 1916 году в ее каталоге значилось 7 газет и 14 журналов.
Прессу стали активно выписывать и церковные приходы. В обязательном порядке череповецкие храмы получали «Новгородские епархиальные ведомости» (издавались с 1875 года). Местные священники стали активными корреспондентами журнала и ряда других изданий. Их поддержали некоторые горожане. В результате о Череповце с завидной регулярностью стали появляться заметки в губернской и даже столичной прессе.
Правда, это явно не удовлетворяло потребностям череповчан. Поэтому в городе делаются попытки основать свое периодическое издание. Первая из них относится к 1888 году, когда в Казани был выпущен ежегодник «Череповецкий календарь на 1889 год». Он включал в себя справочные сведения о городе, его уезде, памятные даты, подробную историческую летопись Череповца. Это издание и сейчас пользуется заслуженной известностью у краеведов, но было всего два выпуска.
Следующая попытка была предпринята спустя 10 лет. Предыстория ее такова. В 1895 году в Череповце получило регистрацию общество пчеловодов, которое развернуло бурную издательскую деятельность: в 1895 году оно опубликовало свой устав, в 1897 году - отчет о деятельности. А в 1898-м замахнулось на издание журнала «Записки Череповецкого общества пчеловодства». Правда, это издание ограничилось всего одним выпуском.
Казалось, какой-то злой рок преследовал местных редакторов и корреспондентов.
РАЗРУШИТЬ его удалось только в 1912 году Николаю Филипповичу Датешидзе, которого по праву можно назвать отцом череповецкой журналистики. Пока не удалось установить ни место его рождения, ни обстоятельства появления в Череповце. Но, вероятнее всего, он приехал в наш город с Украины, так как именно там печатал свои сочинения. Известно, что до переезда в Череповец Николай Филиппович успел проявить себя в роли автора водевилей и даже попал в авторитетный биографический справочник С. А. Венгерова. В 1902 году на Украине в городе Елисаветграде (ныне Кировограде) Н. Ф. Датешидзе выпустил под своим именем книгу «Злоба дня», включающую стихотворный водевиль. Кроме того, он активно пользовался псевдонимом Тамарин. В 1900-1904 гг. под этим именем в Харькове, Москве и Петербурге вышло несколько стихотворных пьес. По-видимому, они также являются творениями будущего издателя «ГЧ». Правда, все эти сочинения не получили широкой популярности, и неудавшийся драматург решил попытать себя на ином поприще.
В 1912 году он основывает в Череповце журнал «Северный торговый посредник» (первый номер вышел в мае), который должен был стать связующим звеном между предпринимателями Череповца и покупателями, посредником в торговых операциях. Но разве мог любитель художественного слова ограничиться простым печатанием рекламных объявлений? Поэтому издание получило подзаголовок «Торгово-промышленный и литературный журнал». В рекламное, по сути, издание Датешидзе включил живое слово, литературные зарисовки и события не только из предпринимательской, но и культурной жизни Череповца. Автором большинства статей был он сам, но публиковал их под псевдонимами (Азъ, Немо и т. д.). Все названное обеспечило успех журнала. Только за 1912 год вышло 29 номеров, а на следующий год - 43. К ноябрю 1913 года издание окончательно обрело свое лицо. И Датешидзе принимает решение сменить скучное название на более красивое и яркое.
В РЕЗУЛЬТАТЕ1 декабря 1913 года Череповец приобретает газету «Голос Череповца», ставшую правопреемницей журнала «Северный торговый посредник». Данная газета, освещавшая все значимые события города, действительно стала настоящим рупором (голосом) Череповца и приобретала все большую и большую популярность. Только в декабре 1913 года вышло восемь номеров газеты, то есть она стала выходить не один, как ранее, а два, а иногда и три раза в неделю. Правда, позднее пришлось вернуться к старому графику. В 1914 году было выпущено 56 номеров, а в 1915-м - всего три (последний датируется 28 января).
Что же стало причиной неожиданного конца этого, казалось бы, успешного издания? По-видимому, погубило «Голос Череповца» появление сильного конкурента.
3 декабря 1914 года в Череповце стала издаваться вторая городская газета «Новгородский север», издателем которой стал не какой-то приезжий драматург, а один из влиятельных городских чиновников - Аким Григорьевич Максимов. Он на протяжении многих лет неизменно избирался гласным городской Думы. Он в разные годы служил мещанским старостой при Сиротском суде и городской управе, а также членом городской управы. Иными словами, Аким Григорьевич пользовался огромной поддержкой в руководстве города, и конкурировать с ним Датешидзе был не в силах. Поэтому он решил уступить. В его распоряжении осталась редакция «Северного торгового посредника», но своего печатного органа он не имел.
Примиритьсяс таким положением Николай Филиппович, конечно же, не смог. Он уехал из Череповца с твердым намерением продолжить издательское дело в другом городе. И выбрал для своей дальнейшей деятельности саму столицу Российской империи. 8 июля 1916 года в Петрограде выходит первый номер журнала «Друг деятелей кино-варьете-миниатюр», имевший подзаголовок «Еженедельный орган, посвященный нуждам артистов и владельцев театров «Кино-варьете-миниатюр-цирк». Это издание стало совместным предприятием Н. Ф. Датешидзе и В. М. Голвдена (Михалини). Журнал выходил на восьми полосах, без иллюстраций. Всего вышло пять номеров (последний - 25 октября 1916 года). После этого Николай Филиппович, похоже, оставил попытки войти в элиту русской журналистики.
Продолжение истории череповецкой прессы в следующем номере.
Михаил МАЛЬЦЕВ