Забытая череповецкая святыня

Михаил Мальцев, краевед:

- В 2012 году отмечается целый ряд юбилеев православных святынь Череповецкого края. Это и 650-летие древнейшей нашей обители - Че­реповецкого Воскресенского монастыря. И 100-летие самой молодой из них - Парфеновского монастыря («ГЧ» публиковал его историю 3 июля). В этом году исполнилось 420 лет со дня преставления преподобного Игнатия Ломского - основателя Спасо-Ломской пустыни, 100 лет со дня учреждения Черноезерского монастыря. В ноябре мы отметим 475 лет со дня преставления преподобного Филиппа Ирапского - небесного покровителя нашего города. Этот список можно продолжать еще долго. В череду названных круглых дат входит и еще один скромный юбилей - 490-летие основания Успенской Ворониной пустыни, располагавшейся в 12 километрах от нашего города. Сейчас названная обитель не существует, и о ней вспоминают, пожалуй, только историки да любознатель­ные книгочеи. Но в прошлом она являлась славой и гордостью всего Череповецкого края, ибо была основана на месте явления иконы Божией Матери Одигитрии Воронинской, прославившейся многочисленными чудесами. Подобных монастырей на Руси существовало немного (наиболее известные из них - Тихвинский, Успенский и Толгский), и поэтому они всегда пользовались особым почитанием со стороны верующих. Важно отметить, что Воронинская икона ныне прославлена Русской православной церковью и упоминание о ней содержится практически во всех церковных календарях, 10 августа (по новому стилю) отмечается день ее памяти.

Таким образом, мы находимся в преддверии празднования одной из наи­более почитаемых череповецких святынь, к тому же в юбилейный для Ворониной пустыни год.

ЯВИЛАСЬ Воронинская икона, как повествует древнее сказание, «при державе благоверного и великого князя Василия Ивановича Московского» следующим образом.

15 июня 1518 года пономарь церкви Михаила Архангела села Ильинского Иоанн пошел в Конечновский лес и, возвращаясь, увидел огромную липу, а на ней образ Пречистой Богородицы, «держащей на руках Предвечного Младенца Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». Удивился Иоанн такому видению, горячо помолился и пошел домой. Но... сбился с дороги и после долгих блужданий снова оказался у того же дерева, и увидел на нем образ Богородицы. Еще более удивился пономарь, так как никогда до этого не терялся в лесу, опять горячо помолился святой иконе и пошел в дом свой. Но и на этот раз не суждено ему было увидеть родное селение. После долгих скитаний вновь оказался он у той огромной липы. Тогда понял Иоанн, что все происшедшее с ним не случайно, что сама Божия Матерь дала знак ему, прося взять Ее икону.

Пономарь со страхом и трепетом снял икону с дерева и отнес в село Ильинское, поставил вцеркви Михаила Архангела, поведав о своих приключениях местному священнику отцу Андрею. Настоятель ответил: «Не удивляйся, брат Иоанн, место обретения иконы находится близ большой дороги. Может, кто заночевал там и забыл взять с собой образ Владычицы...».

На следующий день пришел иерей в церковь и не увидел икону на месте. Тогда решил он про себя, что пономарь втайне унес ее из храма. Вскоре пришел по­номарь и, обнаружив пропажу, стал думать на батюшку: «Воистину позавидовал он мне, увидел чудную икону, унес ее из церкви домой, чтобы одному перед ней молиться». И возникло между ними большое недоумение. Спу­стя некоторое время призвал отец Андрей пономаря и стал допрашивать его:

-  Зачем ты, брат Иоанн, икону унес из церкви? Пономарь возразил ему:

-  Зачем неправду говоришь? Сам унес икону, а меня обвиняешь.

Смутился батюшка ответа и стал клятвенно заверять Иоанна, что не брал иконы.

Поклялся и Иоанн в том же. Тогда священник предложил пономарю:

- Пойдем на то место, где ты нашел икону, вдруг вновь обретем ее там.

Пришли они в Конечновский лес и увидели на дереве образ Богородицы, светящийся, как луч солнечный. С плачем припали к ней, прося милости у Владычицы о согрешении неверия своего. Благоговейно сняли икону с дерева и перенесли ее в свою церковь, поставили в алтаре. Каково же было потрясение священника и пономаря, когда, придя утром следующего дня в церковь, они не обнаружили в ней иконы! Страх и трепет объял их, и поняли они, что это дело не человеческое, а Божие.

Тогда созвал иерей прихожан и рассказал им о чуде, после чего верующие во главе со священником пошли на место обретения иконы, взяв с собой слепую от рождения девицу Феодосию. И, о чудо! Придя на место, богомольцы увидели на дереве образ Владычицы, который весь светился неземным светом. Люди пали перед ним на колени и начали молиться:

- Владычице, Мати Христа Бога нашего, не прогневайся на ны, недостойныя, рабы Своя.

И после этого стали по очереди прикладываться к иконе. Привели к ней и слепую девицу Феодосию, которая стала просить:

- О Владычице мира, христианская Помощнице, Пресвятая Богородице, дай мне образ Твой видеть и облобызать многочудесное явление Твое!

Феодосия сотворила на себе крестное знамение и возвела очи свои на дерево и внезапно увидела на нем икону Пресвятой Богородицы, как луч солнечный святящуюся. И с того момента полностью исцелилась от недуга своего.

С того времени прославилась икона Пресвятой Богородицы многими чудесами, число которых согласно сказанию не поддавалось исчислению. Слепые прозревали, хромые ходили, одержимые нечистыми духами очищались. Славилась она и как помощница при зубных болях.

ПО СОВЕТУ иерея Андрея рядом с липой была устроена часовня, куда благоговейно поместили явленный образ Владычицы. А позднее здесь устроился монастырь - Успенская Воронина пустынь. Согласно «Сказанию» пришли к часовне два инока, постриженика Борисоглебского монастыря города Переславля Залесского. Одного звали Марк, по прозванию Ворона (от него и пошло наименование места - Воронине). А другого звали Александр. Иноки поставили тут малую келью, а позже выстроили деревянную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, что случилось во дни великого князя Василия Ивановича и по благословению митрополита Даниила в лето 7030 года от сотво­рения мира, то есть в 1522 году от Рождества Христова. После этого начала «братия множиться», а «обитель изобиловать».

Успенская Воронина пустынь в свое время была одним из наиболее крупных и известных монастырей Череповецкого края. В 1688 году она была приписана к Череповецкому Воскресенскому монастырю, поступив с этого времени в разряд патриарших владений, став домовой вотчиной московских патриархов.

Слава пустыни была столь велика, что в 1764 году ее не упразднили подобно абсолютному большинству других вологодских обителей, а оставили на своем содержании. На протяжении последующих 28 лет (1764-го по 1792 год) Воронина пустынь оставалась единственным действующим монастырем на территории обширного Череповецкого края, став последним хранителем его древних монашеских традиций.

К СОЖАЛЕНИЮ, монахи оказались не на высоте своего положения. В конце XVIII века епархиальным руководством рассматриваются многочисленные жалобы на недостойное поведение иноков, что говорит о достаточно низком их духовном уровне. То есть древняя обитель превращается в место, непод­ходящее для пребывания в ней такой великой святыни, как чудотворная Воронинская икона Божией Матери. И она уходит из монастыря.

По народному преданию, записанному в XIXвеке, в селе Ильинском жил поп Иоанн в высшей степени грубый, безнравственный и бесчеловечный. В то время часто ездили скупщики старинных икон и вещей. Выбрав ночь с грозой, Иоанн обокрал Воронинский монастырь, похитив чудотворную икону Божией Матери, серебряные вещи, монастырскую казну, и, чтобы скрыть преступление, устроил пожар монастыря, как будто от молнии. Огонь уничтожил все постройки обители и почти всю церковную утварь. Удалось спасти только древнюю икону Успения Божией Матери, также почитаемую как чудотворную.

Восстанавливать монастырь не стали. На месте сгоревшей пустыни вскоре устроился православный приход. В 1794 году здесь была возведена деревянная Богоявленская церковь. А в 1804 году устроена каменная Успенская церковь с приделами Николая Чудотворца и Рождества Иоанна Предтечи. В ней хранилась спасенная от пожара икона Успения Божией Матери и список с явленной Воронинской иконы Божией Матери. Развалины этого храма возвышаются на церковном погосте и поныне.

СЛЕДЫ же чудотворной Воро­нинской иконы затерялись. Череповецкие старожилы в XIX веке утверждали, что видели ее в Югской Дорофеевой пустыни. Но Дорофеева пустынь ныне покоится на дне Рыбинского водохранилища, и большая часть ее имущества оказалась утрачена.

Тем не менее, память о Воронинской иконе Божией Матери жива. Она до сих пор почитается Русской православной церковью как чудотворная. Продолжает ощущаться и особая благодать на месте явления этой иконы.

И, наконец, еще один удивительный факт. На Ворониной пустыни исполнились слова Спасителя: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин. 12:24). Воронина пустынь, умирая, дала жизнь множеству монастырей.

Первой из них стала Филиппо-Ирапская пустынь, куда после пожара была переведена братия Ворониной пустыни во главе с настоятелем. А спустя несколько десятилетий близ Воронинской церкви образовалась небольшая общинка девственниц, которым предстояло устроить знаменитый Леушинский монастырь. А тот, как известно, дал жизнь огромному числу храмов и монастырей, в том числе Антоние-Черноезерской и Парфеновской обителям Череповецкого уезда. Леушинскими сестрами был возобновлен Ферапонтов монастырь. Ими же устроены Воронцовский монастырь на Псковщине и Сурский монастырь в Архангельской губернии. Игумения Таисия способствовала устройству Иоанновского монастыря в Петербурге (где ныне покоятся мощи св. прав. Иоанна Кронштадтского).

СЕЙЧАС мы являемся свидетелями возрождения православия на русской земле и повторного обретения многих древних святынь. И хочется верить, что в их числе обязательно окажется и явленный образ Воронинской Божией Матери. Лично я каждый раз, приезжая в Воронино, невольно вглядываюсь в кроны деревьев в тайной надежде увидеть среди них светящийся, как луч солнечный, чудный образ Пречистой Богородицы...

Михаил МАЛЬЦЕВ

Источник: Голос Череповца. – 2012. - 7 августа (№ 31). - С. 24.