Череповецкая Фиваида

Михаил Мальцев череповчанин, ему 41 год. С отличием окончил Ленин­градскую лесотехническую ака­демию, написал диссертацию. Но несколько лет назад по семейный обстоятельствам вернулся в Череповец, работает в ОАО «Северсталь». В свободное от профессиональной деятельности время занимается краеведческими исследованиями. Так появился цикл его статей, объединенных общим названием «Святыни Череповецкого края». В «Голосе Череповца» публиковались статья Михаила Мальце­ва «Особая точка на карте Череповца» (август 2011 года) в защиту поклонного креста в Заречье. Были и другие. Как и где автор собирает материалы?

«Все отпуска я посвящаю поездкам по архивам, - говорит Михаил. - Череповец в разное время относился к Белозерскому уезду, Новгородской губернии, Ленинградской и Вологодской областям, так что мне пришлось исколесить значительную часть России. Уникальные материалы удалось обнаружить в архивах Новгородской области, Санкт-Петербурга, Москвы, Вологды, Ярославля, Рыбинска и других городов. Конечно же я работал и в Череповецком центре хранения документации, и в архиве Череповецкого музейного объединения. Накануне 235-летия города Череповца наша газета публикует цикл статей из книги Михаила Мальцева «Череповецкая Фиваида», которая была издана в 2016 году ограниченным тиражом и разошлась мгно­венно. Сейчас готовится ее переиздание.

НЕИСКУШЕННОМУ наблюдателю Череповец может показаться очень молодым. Но это впечатление ошибочно. Череповец является старинным городом, имеющим богатое историческое прошлое. Причем важнейшей, его частью является духовное прошлое - история монастырей, храмов, подвиги святых подвижников, двоим из которых (Афанасию и Феодосию Череповецким) город обязан своим существованием.

Существует и еще одно заблуждение. Считается, что всероссийскую известность Череповец приобрел только во второй половине XX века (с началом строительства металлургического завода). Обращение к церковному прошлому заставляет изменить это мнение. Оказывается, Череповец в древности уже был знаменит и славен. И чтобы оценить его роль в русской истории, достаточно ответить на один простой вопрос: какой из монастырей на территории современной Вологодской области в XV- начале XVI века был наиболее влиятельным? Первыми на ум приходят Кирилло-Белозерский, Спасо-Прилуцкий и Спасо-Каменный монастыри. Но все эти ответы неверны. В указанный период наиболее влиятельным был Череповецкий Воскресенский монастырь. Можно задать и более неожиданный вопрос: какой из двух монастырей - Череповецкий Воскресенский, основанный учениками преподобного Сергия Радонежского, или знаменитая Троице-Сергиева лавра в XV-начале XVI века имел более высокий статус? Правильным ответом будет опять же Череповецкий Воскресенский монастырь, который уже с середины XV века управлялся архимандритами, то есть имел очень высокий в то время статус архимандритии, и которым вплоть до начала XVI века не обладали ни Троице-Сергиева лавра, ни Кирилло-Белозерский, ни Спасо-Прилуцкий, ни один из других монастырей на территории современной Вологодской области. И еще один важный факт: на протяжении почти всей своей истории Воскресенский монастырь числился домовой вотчиной московских митрополитов и патриархов.

НО НЕ ТОЛЬКО Воскресенский монастырь заставляет с удивлением и восхищением всматриваться в историю Череповца и его окрестностей. Оказывается, территория Череповецкого края в прошлом представляла собой как бы сплошную область иноческую. Только на территории со­временного Череповецкого района располагалось 19 монастырей. А вокруг города в прошлом было сосредоточено более 30 обителей, большинство из которых име­ло какую-то связь с Череповцом (Либо были приписаны к Воскресенскому монастырю, либо пользовались его покровительством, либо находились на территории Череповецкого уезда и т.д.). Многие из малых череповецких оби­телей также оставили свой след в истории России. Например, в Николо-Выксинском монастыре была пострижена в монашество последняя жена Ивана Грозного Мария Нагая (в иночестве Марфа) - мать святого царевича Ди­митрия Угличского. Освободил ее из монастырского заточения знаменитый самозванец Лже-Дмитрий I. Как видим, дальняя Николо-Выксинская обитель неожиданно оказалась в центре важнейших политических событий России. И эти события не прошли для нее бесследно. Инокиня Марфа не забыла родной монастырь и после возвращения в Москву внесла щедрые пожертвования на его содержание и благоустройство, которые обеспечили будущее процветание обители.

ЕЩЕ одной известной череповецкой обителью является Спасо-Ломская пустынь. Недалеко от нее родился и долгое время был ее настоятелем один из наиболее влиятельных деятелей раскола - протопоп Московского Казанского собора, что на Красной площади, Иоанн Неронов (в монашестве Григорий), названный историком С. А. Зеньковским «отцом русской реформации». Он был лично знаком с царем Алексеем Михайловичем и состоял в переписке с ним и царицей, находился в дружеских отношениях с царским духовником Стефаном Вонифатьевым.

Но главным сокровищем Череповецкого края являются его многочисленные святые, как древние, так и современные. На территории Череповецкого района и его ближайших окрестностей покоятся мощи по меньшей мере 11 иноков, причисленных ныне к лику святых. Это преподобные Афанасий и Феодосии Череповецкие, Филипп Иранский, Сергий Шухтовский, Антоний Черноезерский, Антоний Дымный, Игнатий и Исаакий Ломские, Гурий Шалочский, Даниил Шужгорский, Севастиан Сохотский. По-видимому, пользовались местным почитанием преподоб­ный Досифей (основатель Досифеевой пустыни) и преподобный Азарий (основатель Николо-Выксинского монастыря). По преданию в Воскресенском монастыре некоторое время подвизался один из известнейших русских святых - преподобный Макарий Желтоводский (Унженский), основатель трех иноческих обителей.

И еще один интересный факт.

Издавна в народе особым почитанием пользовались монастыри, основанные на местах чудесного явления икон Божией Матери. Наиболее известными из них являются Тихвинский Успенский и Толгский. Но мало кому известно, что подобная обитель (Воронина пустынь, названная по имени основателя инока Марка Вороны) существовала всего в 12 километрах от Череповца на месте современной деревни Воронино. Воронинская икона Божией Матери сразу же после своего обретения прославилась множеством чудес и была прославлена Русской православной церковью как чудотворная. Память ее отмечается до сих пор. А монастырь, основанный на месте явления иконы, был одним из наиболее крупных и почитаемых в народе и привлекал множество паломников.

БОЛЬШИНСТВО древних обителей обладало вотчинами. Имели свои земли и череповецкие монастыри. Наиболее крупной вотчиной обладал Череповецкий Воскресенский монастырь, имевший владения на территории современных Череповецкого и Шекснинского районов. В окрестностях Череповца находились вотчины знаменитого подмосковного Новоиерусалимского монастыря, московского патриаршего Новинского монастыря, Ферапонтова, подмосковного Стромынского монастыря, осно­ванного преподобным Сергием Радонежским, Симонова монастыря. Земли Кирилло-Белозерского монастыря занимали почти весь север Череповецкого района - вплоть до села Ботово. Кирилловой обители принадлежало село Санниково на юге района.

Так что Череповецкий край в древности составлял как бы единую область иноческую. Таковой была и территория современною Череповца. Весь его исторический центр занимали владения Воскресенского монастыря. Сама обитель находилась на Месте Соборной горки. Современная Красноармейская площадь (Благовещенская) являлась центром села Федосьева, также принадлежавшего Воскресенской обители. Монастырскими владениями являлась и территория парка Ленинского комсомола, где до революции на­ходилось городское Коржавское кладбише, а в древности - пустошь Коржава. Владения Череповецкого монастыря, составившие так «взываемую Зарецкую кулигу, раскинулись на месте современного Зашекснинского района с центром - деревней Матурино, подаренной обители в XV веке князем Иваном Карголомским.

Сельская кулига начиналась в районе современного фанерно-мебельного комбината и тянулась вплоть до поселка Тоншалово. Восточную оконечность города (Заречье) занимало село Богослово - центр вотчины Но­воиерусалимского монастыря (в районе пересечения улиц Краснодонцев и Олимпийской). Западную оконечность города занимало село Богородское (ныне район ДОКа) - центр вотчины ростовских митрополитов.

Монастырские и митрополичьи земли широкой полосой окружали территорию современного города.

При обозрении карты современного Череповецкого района с нанесенными на ней значками монастырей и монастырских вотчин невольно приходит на ум только одно сравнение, данное еще в ХIХ веке русским писателем Андреем Муравьевым, - Северная Фиваида, то есть область иноческая.

Михаил МАЛЬЦЕВ

(Продолжение в следующем номере)

Источник: Голос Череповца. - 2012. - 4 сентября (№ 35) - С. 18.