На кладбище Жертв революции рядом с Воскресенским собором и площадью Революции находится могила Героя Советского Союза Алексея Годовикова – летчика-истребителя, защищавшего небо над Череповцом и Северную железную дорогу.
Алексей Николаевич Годовиков родился 19 января 1914 года семье летчика Николая Николаевича Годовикова (1893-1937).
Алексей Годовиков окончил 7 классов школы и школу ФЗУ (фабрично-заводского ученичества). Работал слесарем на заводе «Авиахим1». В 1932 году он отучился в планерной школе и стал инструктором-планеристом в заводском аэроклубе.
В 1936 году Годовиков вступил в ряды Красной Армии. В 1939 году Алексей Годовиков окончил летную школу и был направлен на службу в Московский военный округ.
В 1939-1940-м годах Годовиков участвовал в советско-финляндской войне в составе 148 истребительного авиационного полка. Затем служил в Лиепае в Латвии, был политруком, военным комиссаром эскадрильи.
В первые дни Великой отечественной войны 740-й истребительный полк, где служил Алексей Годовиков, был переброшен на оборону Северной железной дороги на участке Вологда-Бабаево. В это время над территорией Вологодской области шли ожесточенные воздушные бои, с августа по ноябрь 1941 году на железную дорогу было совершено более 300 налетов и сброшено около 1500 фугасных бомб.
7 февраля 1942 около 9 утра посты ВНОС сообщили, что курсом на восток на высоте 7—8 тысяч метров вдоль полотна Северной железной дороги следует вражеский бомбардировщик Ju-88 («Юнкерс»). Алексей Годовиков по сигналу тревоги вылетел во главе пятерки истребителей МИГ-3.
Около 15 часов с одного из постов наблюдения поступило сообщение о том, что они видели падающий в лес самолет в районе деревни Заборье. На поиски пилота отправилась группа лыжников.
8 февраля колхозники обнаружили стрелка сбитого немецкого самолета. Он рассказал, что их машина шла прямым курсом, советский истребитель летел следом с небольшим превышением. Он вел по «юнкерсу» пулеметный огонь, затем, приблизившись, начал рубить его винтом.
Во второй половине дня 8-го февраля старший поисковой группы доложил по телефону, что Алексей Годовиков найден в кабине своего самолета без признаков жизни.
Самолет Годовикова лежал неподалеку от обломков немецкого Юнкерса, его фюзеляж был разломан на две части. Тело летчика лыжники доставили на ближайший аэродром. Предполагается, что от удара при таране, Годовиков потерял сознание и не смог покинуть падающий истребитель.
4 марта 1941 года Алексею Годовикову было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Ему было 28 лет.
Алексея Годовикова привезли в Череповец и захоронили на Соборной горке на кладбище Жертв революции и Гражданской войны. В расположенном рядом Воскресенском соборе в это время была мастерская, где ремонтировали моторы самолетов.
В 1947 году на могиле был установлен памятник. Он представляет собой надгробие из бетона и мраморной крошки и трехступенчатую прямоугольную колонну из серого гранита высотой 2,4 м.
На лицевой части колонны закреплен металлический овал с фотографией Алексея Годовикова, ниже выбита надпись «Герой Советского Союза Алексей Николаевич Годовиков. Погиб смертью храбрых 7 февраля 1942 года».
Это единственное воинское захоронение на Соборной горке. В Череповце также есть улица Годовикова и сквер Годовикова, названные в честь летчика-героя.
Источники: