Три жизни моста через Ягорбу

19 век: направление указал Милютин


Немногие череповчане знают, что впервые мост над Ягорбой, соединивший две части города, появился еще в 19 веке и был деревянным. Решение о его строительстве было принято тогдашним городским головой Иваном Андреевичем Милютиным. Милютин вступил в должность в 1861 году, а строительство моста началось в 1868-м. Тогда территория за Ягорбой не была городской. Но, видимо, уже в то время Милютин понимал и видел перспективу развития города.

Мы много времени провели в городских архивах, чтобы узнать как можно больше о деревянном мосте, но удалось собрать лишь скудную официальную информацию. Сейчас это сложно представить, но мост через Ягорбу когда-то был деревянным, как, собственно, и остальные строения в городе. По нему неспешным шагом перемещались горожане, ездили, поскрипывая, повозки, запряженные лошадьми. Мост был ярким отражением эпохи 19 века.

20 век: магистраль советской эпохи

Шло время, интенсивно развивалась промышленность. И город просто стал «задыхаться» в тесноте отведенного пространства, начиная отвоевывать его у окружающей территории, в том числе и у Заречья. Заягорбский район разрастался все интенсивнее, и потоки транспорта из центра в Заречье и обратно увеличивались с каждым днем. Новые условия жизни потребовали нового моста. И не просто моста, а целой транспортной магистрали, которой стал новый мост через Ягорбу, сданный советскими строителями в 1964 году.

Кстати, некоторые череповчане прекрасно помнят, как деревянный мост меняли на новый, из железобетонных конструкций. К таким городским старожилам относится Вячеслав Ашастин, проживающий в Череповце уже 68 лет. alt=

- Хотя первый мост и был деревянным, он был очень красивым. Единственный его недостаток - ширина, - вспоминает Вячеслав Иванович. - Возводили металлургический завод. Заречье стало особенно усиленно застраиваться. То, что нужен новый мост, было само собой разумеющимся.

Строители вологодского мостостроительного отряда, ведущие сейчас реконструкцию моста, не всегда лестно отзываются о работе предшественников.

- Старый мост - он и есть старый. На мосту все просто и видно, а вот то, что скрывается внутри и на подходах к нему, подчас преподносит большие сюрпризы, - говорит Михаил Шатурный, менеджер проекта строительства. - Раскопки ведутся на территории протяженностью 730 метров, потому что под землей и под водой все коммуникации сплелись в хаотичный клубок, хитросплетения которого приходится разгадывать рабочим.

21 век: транспортная развязка номер один

2010 год обещает войти в историю Череповца как год завершения самой важной стройки этого десятилетия в Череповце - трехлетней реконструкции важнейшей транспортной артерии города, моста через Ягорбу. Автомобилисты и пешеходы наконец вздохнут свободно. На смену пробкам придет легкость и свобода дорожного движения. Эту самую «легкость» обеспечит расширение моста до четырех полос с обеих сторон и транспортная развязка, по которой из Заречья можно будет выехать в Зашекснинский район через набережную реки, которая также будет отремонтирована. В районе самой набережной через широкую дорогу появится красивый надземный пешеходный переход, который, несомненно, преобразит «советскую» архитектуру этого микрорайона.

alt=Реконструкция обещает до неузнаваемости изменить мост, прозванный в народе Ягорбским. И напрашивается резонный вывод: если мост, по сути, заново родится, то и имя у него должно быть новое.

Впервые это мнение высказала коренная череповчанка Инна Маркова, дозвонившись в программу «Радиоприемная» с мэром Череповца в октябре 2008 года.

«Олег Александрович, не думали ли власти над тем, чтобы дать новое имя мосту через Ягорбу. Уж больно неблагозвучное у него сейчас название - Ягорбский. Можно конкурс объявить. Как вы считаете?» - спросила Инна.

Мэр пришел в восторг от этой идеи и решил озадачить проектом молодежный парламент:

- Пока идет реконструкция, проведем конкурс, а победителя наградим памятным подарком от мэрии в день открытия моста, - сообщил Олег Кувшинников.

Молодежный парламент с интересом взялся за реализацию конкурса. Старт ему был дан в феврале 2009 года. Основной формой конкурса стали акции-опросы, которые проходили в учебных заведениях города, на улицах, проходных меткомбината. Куратор проекта, член молодежного парламента Артем Богомазов отмечает, что большое желание участвовать в конкурсе изъявляли студенты. Так, первая акция в ЧГУ была встречена просто на ура.

Всех участников конкурса можно разделить на две категории. Одни считают: зачем называть мост, если он уже назван Ягорбским? Другие придерживаются иного мнения: рождающемуся на свет ребенку ведь дают имя, и новорожденному мосту его тоже нужно дать.

«Образовывать имена не может всякий, кому вздумается, но кто видит ум и естество сущего», - писал античный философ Прокл. Многие жители Череповца, чувствуя в себе эти задатки, решили принять участие в конкурсе. К процессу подбора нового названия для моста они подошли с огромной ответственностью, и их варианты названий отличает четкая аргументация.

Нина Замараева считает, что название нужно оставить прежним:

- Мост ассоциируется с рекой, через которую он построен. Ягорбский мост - символ города, реки. Зачем его переименовывать?

20-летняя студентка ЧГУ Светлана Тихонова предложила сразу два названия

- Зареченский и Мост XXI века: - Зареченский - потому что район Заречье соединяет с центром города. А название Мост XXI века говорит о том, что его строительство велось в 21-м столетии. Мост будет отвечать духу времени.

Кроме того, многие горожане ратуют за историческую справедливость. Предшественник бетонного моста через Ягорбу - деревянный мост - именовался Красноармейским, так что следовало бы вернуть законное название.

Автор текста Мария КОРОТАЕВА, корреспондент ИМА «Череповец»

Источник информации: Коротаева, М.  Три жизни моста через Ягорбу / М. Коротаева // Голос Череповца. – 2009. – 16 июня (№ 23). – С. 7.{photo}20171004132258{/photo}

На карте