После окончания Великой Отечественной войны наступил новый этап в развитии всех сфер жизни общества. В мирное время проблемышкольного образования были не менее важными, чем возрождение экономики страны.
С конца 1940-х годов в Череповце быстрыми темпами шло строительство металлургического завода. В наш город устремлялись люди из близлежащих деревень и различных уголков страны, зачастую целыми семьями, вместе с детьми. Население города резко увеличивалось. Возрастала потребность в строительстве новых школ.
В 1952 году открылось новое здание школы № 8, в 1955 году школа № 6. Новые школы нуждались в педагогических кадрах.
На призыв о помощи школьному образованию откликнулись бывшие фронтовики. На дневные и заочные отделения педагогических ВУЗов пришли, не сняв военную форму, В. А. Сорокин, И. А. Волков, Н. А. Гусев, Н. С. Казаков и многие другие. Все они стали гордостью череповецких школ, а некоторые и руководителями педагогических коллективов.
Николай Семенович Казаков окончил после войны факультет иностранных языков Вологодского педагогического института, затем был назначен директором школы № 21 в городе Череповце. Имя Н. С. Казакова занесено в Книгу Почета ГОРОНО и Горкома профсоюза работников просвещения.
Мария Иосифовна Курочкина, учитель по образованию, после войны без колебаний пошла в школу, одновременно продолжая прерванную войной учебу в институте. Мария Иосифовна одна из первых в городе в 1954 году награждена медалью «За трудовое отличие».
В 1966 году в городе работали 33 общеобразовательных школы, в которых обучалось 31 519 учащихся. Ежегодно контингент учащихся города увеличивался на 1500 – 2000 человек, поэтому строить по одной школе в год для нашего растущего города было недостаточно. Требовалось вводить в строй не менее 2-х школ ежегодно.
Металлургический завод и трест «Череповецметаллургсгрой» были призваны безотлагательно решить вопрос о строительстве типовых школ рабочей молодёжи.
Более 1300 рабочих в возрасте до 35 лет, занятых в производстве, не имели законченного восьмилетнего образования. Программой КПСС была поставлена задача обучить всех таких трудящихся до 1970 года. Всего в школах рабочей молодежи города на 1968 - 69 учебный год насчитывается 3 335 человек, из них переведено в следующий класс и выпущено 3110 человек, успеваемость составляла 93,3 %.
В основу работы ГОРОНО в 1960-е годы положено Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 10 ноября 1966 года «О мерах по дальнейшему улучшению работы средней общеобразовательной школы». Принимались меры по предупреждению отсева учащихся.
Народное образование города ставило задачей принять в 9-е классы средних школ 75 процентов выпускников-восьмиклассников, открыть школу с продлённым днём, внедрить в практику работы учителей дифференцированное обучение учащихся, тщательнее отбирать в школы с математическим уклоном наиболее подготовленных и увлекающихся математической наукой учащихся.
Чтобы сохранить контингент учащихся, создать лучшие условия для детей были открыты 34 группы продленного дня. Детям из малообеспеченных семей оказывалась материальная помощь из средств фонда всеобуча.
Упорные усилия педагогических коллективов школ сказывались на работе над качеством знаний, результаты становились ощутимыми.
В 1966-67 учебном году в восьми школах (№№ 14, 5, 17, 10, 20, 18, 9, 7) 40–45 % учащихся успевали на «хорошо» и «отлично». В школах № 20, 12, 8 были победители химической и физико-математической олимпиады, получившие одобрение на Всероссийской олимпиаде школьников.
В 1970 - 71 учебном году педагогическими коллективами школ города завершался переход на всеобщее среднее образование. Хорошо справились с поставленными задачами школа № 14 (директор Ганичева П. Ф.), школа № 15 (директор Халяпина Т. Н.), школа № 23 (директор Эльгурт M. А.), которые полностью сохранили контингент учащихся 9-х классов.
В средних общеобразовательных школах города в 70-е годы грудилось немало талантливых педагогов, таких как В. Д. Блинов (учитель физики школы № 2), М. В. Виноградова (учитель начальных классов школы № 20), Ф. А. Сучкова (учитель математики школы № 5), Л. Н. Власова (учитель русского языка и литературы школы № 21).
На протяжении всего периода развития системы школьного образования в 50-70-е годы педагогические коллективы постоянно поддерживали связь с родителями учеников. Эта связь осуществлялась через посещение квартир учащихся, классные родительские собрания, родительские лектории. Родительские лектории особенно хорошо работали в 70-е годы.
В заключение хотелось бы отметить, что работа педагогическихколлективов школ города Череповца во все периоды истории была и остается многогранной, всегда требующей от каждого учителя огромных сил и душевной энергии.
Ведущий археограф Жук О. Б.
Источник: // Вкус жизни. – 2010. – 18 октября (№ 11). – С. 8.