50-е – 70-е XX века. Из истории школьного образования г. Череповца

После окончания Великой Отечественной войны наступил новый этап в развитии всех сфер жизни общества. В мирное время проблемышкольного образования были не менее важными, чем возрождение экономики страны.

alt=С конца 1940-х годов в Череповце быстрыми темпами шло строительство металлургического завода. В наш город устремлялись люди из близлежащих деревень и различных уголков страны, зачастую целыми семьями, вместе с детьми. Население города резко увеличивалось. Возрастала потребность в строительстве новых школ.

В 1952 году открылось новое здание школы № 8, в 1955 году школа № 6. Новые школы нуждались в педагогических кадрах.

На призыв о помощи школьному образованию откликнулись бывшие фронтовики. На дневные и заочные отделения педагогических ВУЗов пришли, не сняв военную форму, В. А. Сорокин, И. А. Волков, Н. А. Гусев, Н. С. Казаков и многие другие. Все они стали гордостью череповецких школ, а некоторые и руководителями педагогических коллективов.

Николай Семенович Казаков окончил после войны факультет иностранных языков Вологодского педагогического института, затем был назначен директором школы № 21 в городе Череповце. Имя Н. С. Казакова занесено в Книгу Почета ГОРОНО и Горкома профсоюза работников просвещения.

Мария Иосифовна Курочкина, учитель по образованию, после войны без колебаний пошла в школу, одновременно продолжая прерванную войной учебу в институте. Мария Иосифовна одна из первых в городе в 1954 году награждена медалью «За трудовое отличие».

В 1966 году в городе работали 33 общеобразовательных школы, в которых обучалось 31 519 учащихся. Ежегодно контингент учащихся города увеличивался на 1500 – 2000 человек, поэтому строить по одной школе в год для нашего растущего города было недостаточно. Требовалось вводить в строй не менее 2-х школ ежегодно.

Металлургический завод и трест «Череповецметаллургсгрой» были призваны безотлагательно решить вопрос о строительстве типовых школ рабочей молодёжи.

Более 1300 рабочих в возрасте до 35 лет, занятых в производстве, не имели законченного восьмилетнего образования. Программой КПСС была поставлена задача обучить всех таких трудящихся до 1970 года. Всего в школах рабочей молодежи города на 1968 - 69 учебный год насчитывается 3 335 человек, из них переведено в следующий класс и выпущено 3110 человек, успеваемость составляла 93,3 %. alt=

В основу работы ГОРОНО в 1960-е годы положено Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 10 ноября 1966 года «О мерах по дальнейшему улучшению работы средней общеобразовательной школы». Принимались меры по преду­преждению отсева учащихся.

Народное образование города ставило задачей принять в 9-е классы средних школ 75 процентов выпускников-восьмиклассников, открыть школу с продлённым днём, внедрить в практику работы учителей дифференцированное обучение учащихся, тщательнее отбирать в школы с математическим уклоном наиболее под­готовленных и увлекающихся математической наукой учащихся.

Чтобы сохранить контингент учащихся, создать лучшие условия для детей были открыты 34 группы продленного дня. Детям из малообеспеченных семей ока­зывалась материальная помощь из средств фонда всеобуча.

Упорные усилия педагогических коллективов школ сказывались на работе над качеством знаний, результаты становились ощутимыми.

alt=В 1966-67 учебном году в восьми школах (№№ 14, 5, 17, 10, 20, 18, 9, 7) 40–45 % учащихся успевали на «хорошо» и «отлично». В школах № 20, 12, 8 были победители химической и физико-математической олимпиады, получившие одо­брение на Всероссийской олимпиаде школьников.

В 1970 - 71 учебном году педагогическими коллективами школ города завершался переход на всеобщее среднее образование. Хорошо справились с поставленными задачами школа № 14 (директор Ганичева П. Ф.), школа № 15 (директор Халяпина Т. Н.), школа № 23 (директор Эльгурт M. А.), которые полностью сохранили контингент учащихся 9-х классов.

В средних общеобразовательных школах города в 70-е годы грудилось немало талантливых педагогов, таких как В. Д. Блинов (учитель физики школы № 2), М. В. Виноградова (учитель начальных классов школы № 20), Ф. А. Сучкова (учитель математики школы № 5), Л. Н. Власова (учитель русского языка и литературы школы № 21).

На протяжении всего периода развития системы школьного образования в 50-70-е годы педагогические коллективы постоянно поддерживали связь с роди­телями учеников. Эта связь осуществлялась через посещение квартир учащихся, классные родительские собрания, родительские лектории. Родительские лектории особенно хорошо работали в 70-е годы.

В заключение хотелось бы отметить, что работа педагогическихколлективов школ города Череповца во все периоды истории была и остается многогранной, всегда требующей от каждого учителя огромных сил и душевной энергии.

Ведущий археограф Жук О. Б.

Источник: // Вкус жизни. – 2010. – 18 октября (№ 11). – С. 8.