Собирая материалы из истории возникновения Череповецкого музыкального училища, я обратилась к заслуженному работнику культуры РСФСР Е. А. Колесникову, одному из самых активных радетелей о создании этого учебного заведения. То, что вспомнил и рассказал Евгений Анатольевич, напоминает захватывающий приключенческий роман.
— Жизнь подсказывала необходимость создания второго музыкального училища в Вологодской области, — говорил Евгений Анатольевич, — в конце 60-х годов в городе стремительно развивалась самодеятельность, работники культуры требовались и в районы. С другой стороны, условия работы и жизни на селе часто были такими, что не способствовали закреплению выпускников-горожан на долгие годы. Приходилось компенсировать отсутствие этих кадров количеством новых выпускников-музыкантов.
Обращаю внимание читателя на этот факт: динамика развития огромной Вологодской области ставила вопрос о росте профессионального музыкального образования, а в планах культурного строительства в те годы об этом не было сказано ни строчки. Все средства вкладывались в строительство промышленных предприятий и жилого фонда. Из объектов соцкультбыта строились только общеобразовательные школы и дошкольные учреждения. Только благодаря самоотверженности, гражданскому мужеству людей, которые в те годы были в Череповце и в области руководителями предприятий, работниками аппарата горкома и обкома КПСС, управления культуры и горисполкома, были положены основы для развития профессионального музыкального образования в нашем городе. Е. А. Колесников до начала эпопеи с музыкальным училищем выступил инициатором строительства второй по счету в городе музыкальной школы (ныне ДМШ № 1), ее строили методом народной стройки. Материальные средства были выделены тогдашним директором металлургического завода А. И. Бородулиным. А уже от здания школы стала разворачиваться последующая история музыкального училища.
Кто же стоял у колыбели этого детища? Сегодня мы с благодарностью называем их имена: авторы проекта М. А. Смолич, А. С. Казачинскнй (из проектного отдела ЧМК), управляющий трестом «Череповецметаллургстрой» А. В. Ковальков, начальник «Жилгражданстроя» А. А. Нифонтов, начальник участка управления «Фундаментстрой» А. П. Ефремов, депутат Верховного Совета СССР, в то время первый секретарь горкома КПСС А. Г. Корнилов, начальник управления культуры Вологодской области А. Н. Голубева.
Пример их горячего участия очень поучителен и для сегодняшнего дня. Теперь появилось модное словечко — «спонсор». Но то, что стоит за ним, было и 20 лет назад, просто выступать в такой роли было намного труднее, так как в нашем городе почти все культурное строительство осуществлялось вопреки руководящим указаниям, и те, кто строил, изыскивал материальные ресурсы, шли на риск, ставили на карту свое материальное и служебное благополучие, не говоря уже об издержках чисто морального плана. А. П. Ефремову, который непосредственно руководил строительством нулевого цикла, неоднократно посылались письма с приказами прекратить строительство, накладывались взыскания, объявлялись выговоры. Но он продолжал работу, пока не был закончен нулевой цикл, после чего на два года строительство было приостановлено. В общей сложности училище строилось четыре года, что в сравнении с темпами на других объектах соцкультбыта может вызвать слезы умиления — бассейн строился 10 лет, столько же и Октябрьский мост через Шексну. О драматизме ситуации можно судить и по такому факту: во всех финансовых документах строящееся здание училища проходило под названием «пристройка к музыкальной школе».
В 1978 году училище получило новое здание, продолжалась его работа, но с каждым годом все ясней становилось, что для долгосрочного закрепления специалистов на селе необходимо менять географию приема абитуриентов, выходить на прямые контакты с хозяйствами районов, привлекать в училище их стипендиатов. Но не было общежития — эта проблема и сейчас остается до конца не решенной. Хотя в последнее время увеличилось количество учащихся из районов, но оно явно недостаточно для восполнения дефицита сельских работников культуры. Из года в год повторялась ситуация с низким процентом закрепления выпускников, и эти цифры не раз становились козырем в руках вышестоящих инстанций, ратующих на закрытие Череповецкого училища.
Процессы обновления общественной жизни сказались и в училище: за последние годы предприняты энергичные меры, направленные на укрепление статуса учебного заведения в городе и в области.
Училище обладает большим художественным потенциалом. Последние годы интереснее ведется работа на оркестровых отделениях — духовом, струнном. Появился целый ряд новых музыкальных коллективов — эстрадный оркестр (руководитель Е. А. Култынин), ансамбль скрипачей (руководитель С. Н. Шагинова), оркестр аккордеонистов и симфонический оркестр (руководитель коллективов В. В. Голубева). С большой радостью и надеждой было принято в коллективе училища новое Положение о среднем музыкальном учебном заведении системы Министерства культуры РСФСР. В документе рекомендованы всевозможные виды сотрудничества с предприятиями, организациями, колхозами и совхозами, учебными заведениями и с зарубежными партнерами. Много нового предлагается и в самой системе подготовки специалистов, в том числе такие формы, как хозрасчет, бригадный подряд, договорное обучение. Работникам культуры открывается большой простор для выявления инициативы, поисков новых форм и методов, повышающих уровень музыкальной культуры, отвечающих запросам времени.
Одним из важных шагов стало расширение концертно-просветительской деятельности для трудящихся города и районов Вологодской области. Уже три года подряд выступают перед рабочими, служащими, молодежью концертные бригады в предпраздничные и праздничные дни; проводят творческие отчеты отделения училища и его музыкальные коллективы; заключены договоры о шефской помощи сельской самодеятельности в селах Климовское, Яганово, с совхозом «Бойловский» Кадуйского района, Белоручейским леспромхозом Вытегорского района и рядом других.
Складывается творческое и деловое сотрудничество с городскими предприятиями — п/о «Азот», сталепрокатным заводом, ПАТУ, городским узлом связи. Руководители этих и ряда других предприятий и организаций с пониманием откликаются на беды музыкального училища, помогают с устройством студентов в общежитие, оказывают материальную и моральную поддержку, стараются помочь с решением социально-бытовых вопросов.
А вот многолетние дебаты об общегородской комплексной программе эстетического воспитания детей и юношества пока не дают отдачи. Комплексного подхода не сформировалось до сих пор, каждый старается перетянуть центр работы в свою сторону. Особенно удивляет позиция многих учителей общеобразовательных школ - они категорически отказываются приходить со своими ребятами на концерты в музыкальное училище или в детские музыкальные школы, мотивируя тем, что центром воспитательной работы необходимо делать именно общеобразовательную школу. С ними можно согласиться; но во многих ли школах созданы подобающие условия для осуществления программы эстетического воспитания? О каком воспитании красотой может идти речь, если даже хороший по акустическим условиям зал музыкального училища только сейчас приобретает надлежащий вид настоящего концертного зала? Не говорю уже о тех бедственных условиях, в которых проводятся филармонические концерты.
Училище неоднократно предлагало общеобразовательным школам абонементную систему лекций-концертов (1985 год — «Путешествия в страну музыки», 1988 — «Музыкальный лекторий»). В первый раз из восьми запланированных встреч с большим трудом удалось провести три. В нынешнем учебном году положение чуть-чуть улучшилось — стабильно посещают занятия лектория учащиеся 1— 3 классов Матуринской средней школы и городской № 32.
Общественность города неоднократно высказывала свое мнение о том, быть или не быть училищу, поддерживала идею директора, Е. В. Покатилова о превращении музыкального училища в училище искусств. Оно могло бы готовить для города и области не только музыкантов, но и хореографов, художников-оформителей, певцов в народной манере северного пения. К сожалению, газетные страсти утихают, а конкретных шагов по воплощению этой вполне обоснованной идеи не предпринимается ни со стороны городского, ни областного руководства культурой. Вопрос реорганизации музыкального училища должен рассматриваться как составная часть общего культурного развития города и области. Хотелось бы получить на него вразумительный ответ от компетентных лиц: существует ли подобная программа, и кто конкретно несет ответственность за ее осуществление?
...Никого не удивишь провинциальным сетованием на низкий уровень культуры и бедность художественных впечатлений. Теперь надо учиться использовать существующие резервы и искать пути приращения культурного потенциала города и области. Один из возможных вариантов — сооружение в Череповце органа. Наличие этого инструмента привлекло бы к нашему городу внимание гастролирующих музыкантов, поставило бы Череповец в ряд с такими музыкальными центрами, как Горький, Казань, Новосибирск, Свердловск.
По акустическим и архитектурным параметрам, подходящим для него является зал музыкального училища. Во-первых, он достаточно вместителен (350 мест), во-вторых, поблизости нет жилых домов, на которые могла бы оказать вредное влияние механика басовых труб органа (инфразвук). В-третьих, интерес к этому инструменту довольно высок не только в среде музыкантов, но и любителей.
Возникает резонный вопрос: откуда взять средства на сооружение органа? Здесь хочется сделать небольшое отступление в историю и привести случай с Пражским оперным театром. В середине XIX века, когда его здание было уничтожено пожаром, по всей стране был объявлен сбор средств, на которые чешский народ построил новое здание. На фронтоне его и по сей день красуется гордая надпись: «Народ — себе». Так неужели наш город-труженик, ежегодно производящий продукции тяжелой промышленности на миллионы рублей, не может сделать себе подарок в виде органа, стоимость которого около 350 тысяч рублей?
Можно упрекнуть автора в маниловщине, авантюризме, но сейчас пора понять, что искусство и культура — это не роскошь, не десерт, а тот же насущный хлеб — для души человеческой. Назрела необходимость кардинально пересмотреть положение Череповца в области развития культуры и попытаться вернуть ему славу минувших дней, когда благодаря плодотворной деятельности городского головы И. А. Милютина город назывался «Северными Афинами»; ныне, к сожалению, Череповец превращен в «город труда и романтики». Вся «романтика» сводится к грандиозным стройкам, суровым трудовым будням на непрерывных производствах, выматывающих человека и не оставляющих у него сил подумать о чем-то более высоком, нежели производственные показатели и расценки на них.
Сегодня в жизни нашего промышленного города остро подняты вопросы экологии. Но если самовосстанавливающий механизм в природе еще может в какой-то мере противостоять неблагоприятным факторам, то в сохранении экологии культуры на это надеяться не приходится. Здесь нужны наши действия. Думается, что 20-летнее существование в городе такого музыкального центра, как училище, история его нелегкого становления являются тому убедительным примером.
О. ВЛАДИМИРОВА, музыковед.
Источник: Владимирова, О. Двадцать лет спустя / О. Владимирова // Коммунист. – 1989. - 16 апреля (№ 76). – С. 3.
Фото с сайта: http://cultinfo.ru/