Проблемы 104-го

— Поехали в 104-й микрорайон!

— Да был там недавно. Ужасно! Все перекопано, никакого благоустройства, грязь кругом. Мы уже пережили неурядицы новостройки, так что к вам годика через два-три...

Вот такой разговор услышала на улице. И как жителю этого самого 104-го, захотелось поделиться некоторыми раздумьями о нашем житье-бытье. Конечно, ничего такого ужасного нет. Квартиры прекрасные, проблем с водой (тьфу-тьфу!) никогда не бывает, в квартирах тепло. Но, к сожалению, и наш район — обыкновенная новостройка, к чему мы уже привыкли. А это значит, что около твоего дома забивают сваи и работает кран, территория неблагоустроенна, рядом нет ни детсада, ни школы. Одним словом, старые проблемы: сначала о коробках-домах, а потом о людях, живущих здесь.

Наш 104-й, как богатырь из сказки, растет не по дням — по часам. Всего каких-то недели две назад здесь, например, проживало 2100 человек, сегодня — около трех тысяч. Но, увы, прямо пропорционально растут и проблемы. Зайдите в жилищно-эксплуатационный участок № 14 ЧМК — гудит, как улей. Идут сюда со своей болью, со своими нерешенными проблемами. Особенно много претензий по строительным недоделкам. А тут еще ЖКУ комбината (начальник В. Г. Тихомиров) подготовило сюрприз: на район не выделено около 500 талонов на продукты питания. Уже начинается последняя декада апреля, а уважаемые работники ЖКУ комбината до сих пор не могут навести порядка в своем хозяйстве. Кстати, у старшего инспектора отдела торговли горисполкома Г. М. Фроловой есть немало претензий к этому управлению, в частности, у нее нет ни одной справки из домоуправлений комбината о том, сколько людей прописано на их территории. Поэтому не стоит удивляться, что происходят подобные «неувязочки».

Нельзя, думаю, отмахиваться работникам ЖЭУ № 14 и от проблемы с подростками. Хотя в районе и начал работу клуб МЖК, но популярности у молодежи он еще не завоевал, да и работают здесь кружки для детей дошкольного и младшего школьного возраста. А где собираться 13 — 16-летним? Конечно, когда холодно, в подъездах домов. А кто написал на стене непристойные слова — поди, разберись. Приходила инициативная группа от подростков (Сергей Беляев. Роман Киселев, Владимир Куликов. Андрей Кондратьев. Олег Шурхай и другие), нам бы, говорят, хоть подвальное помещение, чтоб своими руками можно переоборудовать его в спортзал или комнату, где можно бы собираться длинными вечерами...

Нет! Для подростков в микрорайоне пока не предусмотрено ничего. Так что ждите, ребята, спортивно-оздоровительный комплекс, строительство которого запланировано на будущее. Можно бы, конечно, нашим детям ездить на тренировки в городские школы и ПТУ, да очень много времени теряется на остановках.

ТРАНСПОРТ касается каждого жителя микрорайона. И это понятно: до ближайших остановок автобусов — три-четыре километра. Казалось бы, в этой ситуации ответственным лицам нужно сделать все, чтобы автобус седьмого маршрута работал как часы. Тем не менее, о неудовлетворительной работе «семерки» говорилось и писалось уже не раз, но, к сожалению, существенных сдвигов в лучшую сторону пока не наблюдается.

Особенно часто график движения нарушается в выходные дни. Например, 16 апреля с 10 до 10.30 не было ни одного автобуса. А погода, вы помните, не баловала. Мало удовольствия ждать «семерку» по полчаса и более на ветру даже взрослым людям, а о детях и говорить нечего. Недаром, как сообщили в детской поликлинике строителей, которая обслуживает наш микрорайон, заболеваемость высокая. В первом квартале, например, почти каждый второй ребенок, проживающий здесь, болел.

Шли разговоры о том, чтобы ввести так называемый детский маршрут, но они так и остались разговорами. Правда, уже несколько месяцев в часы пик работает автобус № 16 «ЧМК — 104-й мкр.». Он мог бы существенно разгрузить, битком  набитые «семерки», ведь большинство проживающих в районе — металлурги и сталепрокатчики. Но к водителям этого маршрута тоже очень много претензий: начинают работать, когда хотят, а кончают на полчаса раньше, чем написано в расписании. А почему бы не сделать так, чтобы этот маршрут работал, допустим, с 6 часов утра и до 20 — 21 часа?

— Когда же подумают ответственные товарищи о нас? — спрашивал меня недавно работник сталепрокатного завода Сергей Горшков. Два месяца назад они с женой переехали в дом № 20 по улице Ленинградской. Квартира на пятом этаже. Когда пошел дождь — на кухне с потолка закапало. Но это поправимо, а вот с транспортом проблема из проблем.

Например, чтобы вовремя попасть на работу, ему приходится выезжать из дома на полтора-два часа раньше.

Ну, в самом деле, почему должен Сергей Горшков и сотни таких, как он, расплачиваться своим здоровьем за нераспорядительность администрации автоколонны и недисциплинированность водителей автобусов №№ 7 и 16, которые не могут обеспечить нормальную перевозку людей из нового микрорайона, за беспринципность тех, кто должен, наконец, привести в порядок короткий участок дороги в полтора километра от Октябрьского моста до 104-го микрорайона? Правда, почему?!

И ОБЕСПЕЧЕНИЕ жителей района за Шексной, конечно, желает быть лучшим. Нас обслуживают аптека, столовая, продовольственный магазин — да вот, пожалуй, и все. Правда, еще выделена трехкомнатная квартира в доме № 48 по Октябрьскому проспекту, где ведется прием детским терапевтом. Ни физиопроцедур, ни ингаляций больные дети получить не могут. В одной из телепередач бывший заведующий горздравотделом А. Н. Венидиктов обещал решить вопрос этот положительно, понимая, что возить больного ребенка на прогревание на двух автобусах с пересадкой, в общем-то, бессмысленно. Да если учесть, что в новом микрорайоне очень много семей многодетных и проживает здесь уже более 1200 детей, понятна тревога родителей, ждущих конкретного ответа на свое письмо в горздравотдел.

В 1988 году вышло специальное постановление горисполкома об улучшении продовольственного снабжения 104-го микрорайона. Как оно выполняется? Три тысячи жителей да сотни строителей обслуживает один-единственный магазин № 3, который с марта прошлого года стал филиалом магазина № 6 ОРСа «ЧМХС». Заведующая магазином Валентина Васильевна Калинова рассказала, что план товарооборота магазин № 3 всегда выполняет. За прошлый год, например он, выполнен на 131,3 процента. На одиннадцать тысяч рублей перевыполнен план за первый квартал текущего года.

— Очень тяжело он достается продавцам. Магазинчик маленький. Там заменили всех бывших продавцов. Почему? Была недостача, много жалоб было от населения на плохое обслуживание. И мы лучших людей из магазина отдали туда. Очень стараются лучше обслужить покупателей заместитель директора Л. Ф. Тришицина, заведующая отделом Л. А. Соколова.

ЧТО ПОКАЗАЛ РЕЙД 12 апреля городской комитет народного контроля с участием старшего инспектора горпищеторга Р. В. Макаровой, внештатных инспекторов КНК А. К. Самостойко, В. И. Быкова (в состав комиссии входила и я) проверил работу магазина. Было установлено, что ассортиментный перечень, утвержденный ОРСом «ЧМХС», выдерживается. При контрольном взвешивании вес товаров был точный, расчет в кассе был произведен также правильно.

В то же время в акте проверки народные контролеры отметили, что на хлебных ценниках не указан развес и сорт изделий. На расфасованных пакетах сухарей не было указано их наименование (в продаже имеются два вида). В подсобном помещении и одной камере хранятся бакалейные и кондитерские товары. В день проверки не было образцов сметаны и растительного масла. А в основном выкладка товаров в магазине хорошая.

В момент проверки в продажу из подсобного помещения поступили две коробки грузинского чая (32 килограмма). Товар сейчас дефинитный и распродан был очень быстро. Те, кому не хватило, стали высказывать работникам магазина свое недовольство: мол, почему так мало чая привозите, почему выдаете по две пачки, а не по одной, и так далее, вплоть до оскорблений. Пришлось смешаться народным контролерам и подтвердить, что действительно чая в магазин поступило именно две коробки, не более. Работники магазина в такое положение попадают часто. Поступает, например, одна коробка с конфетами, ну как ее продать, чтоб никого не обидеть?

— Что мне делать, если, к примеру, приходит покупательница и говорит: «Мне не хватает пельменей, а впереди стоят строители, так строителям не давайте». Для нас же все покупатели одинаковы. Вот на этой почве много инцидентов бывает, — рассказала Л. Ф. Тришицина.

При месячной потребности не менее тонны колбасы магазину № 3 выделяется всего 500 килограммов. Но в целом, считает заместитель директора, снабжение сейчас хорошее.

А как считают сами покупатели?

— Товар бывает, но выбор небольшой.

— В прошлый год были в продаже в это время огурцы, нынче нет.

— Хотя и редко, но бывает так: магазин работает, а за хлебом и сметаной вынужден ехать в город.

Верно, снабженческие проблемы 104-го не решит один-единственный магазин. Они есть и будут. А почему бы ОРСу ЧМК не подумать, как развернуть здесь торговлю, ведь район-то металлургов, и об их обеспечении не грешно позаботиться? Да и заказчику при застройке микрорайона следует наряду с жилищным строительством предусматривать объекты сферы торговли и быта. Люди ведь уже обживают этот район, и им небезразлично, откуда везти молоко и сметану в «Простоквашино». Так что думать есть над чем.

Р. Щербакова, внештатный инспектор сектора гласности городского комитета народного контроля

 

Источник: Щербакова, Р.  Проблемы 104-го / Р. Щербакова // Коммунист. – 1989. - 23 апреля (№ 81). – С. 2.