Хранители народных традиций

Екатерина Егоровна сыграла на пианино аккорд и нараспев произнесла:

— Весна-красна, приходи скорей.

Взмахнула рукой, и распевку повторили все сидящие в комнате, «наседая» на «о».

— Не форсируйте звук, полегче, — сделала замечание Е. Козлова. — Не так статично, фразировку более выразительно...

Во Дворце культуры строителей репетирует хор народной песни «Северяночка». Впереди сидят около двадцати женщин, сзади — несколько мужчин. Это, так сказать, «золотой фонд» коллектива, люди, душой прикипевшие к народному искусству.

— Мы с Верой Кирилловой и раньше пели песни, — рассказала кассир совхоза «Октябрьский» В. Фокина, — едем на работу, с работы — поем. А когда прочитали в газете объявление о наборе в хор, сразу пришли. Так что мы в «Северяночке» с первого ее дня, с 1969 года.

Организатором коллектива был М. Дыкман, руководивший хором десять лет. Талантливый музыкант, композитор, знаток русской песни, он сумел увлечь народным искусством десятки людей. В последние годы, приезжая изредка в Череповец, Михаил Семенович встречается с участниками «Северяночкн», интересуется жизнью хора. Коллектив и сейчас с удовольствием исполняет сочинения М. Дыкмана. мелодичные, задушевные песни, проникнутые лирическим настроением. В репертуаре произведения и других местных авторов — А. Проничева, А. Щапина, А. Левенко, Ю. Мошкина.

С творчеством «Северяночки» знакомы не только в Череповце и Вологодской области. Хор Дворца культуры строителей слышали в Москве и Ленинграде, Ярославле и Рыбинске, Архангельске и Пскове, во Владимире, Суздале, Загорске. Для самодеятельного коллектива список внушительный. А о качестве выступлений, их воздействии на слушателей можно судить по тем эмоциональным записям, что сделаны в книге отзывов. «Сердечное вам спасибо за ваше искусство, за любовь к северной народной песне, — написала Верещагина из Верховажья. — С удовольствием посмотрела и танцы. Сколько энергии, задора, пластики...»

В «Северяночку» приходят люди разных возрастов и профессий. Приходят — и остаются. Три еженедельные репетиции по два, три, а то и четыре часа, тяжелый труд певца (а это именно труд, и тяжелый) энтузиастов не отпугивают. Даже наоборот: чем сложнее разучиваемое произведение, чем больше требуется старания и мастерства, тем интереснее. И тем приятнее потом, на концерте, улыбки аплодирующих зрителей.

Красота притягивает. Красота пения, красота общения с единомышленниками. Ими давно стали те, кто поет в хоре много лет. Это В. Тикунова, заведующая хозяйством треста «Череповецметаллургстрой», Н. Чистякова, лаборант азотнотукового завода, П. Поглубко, приемосдатчик промпорта объединения «Аммофос», С. Смирнова, диспетчер автоколонны № 1456, В. Матвеев, мастер управления «Союзкислородмонтаж», и другие.

— В хоре мы сдружились, коллектив стал как бы второй семьей, — сказала В. Кириллова, агентинспекции Госстраха.

— Как к занятиям в хоре относятся в вашей семье?

— Вначале были нарекания, теперь муж привык.

Раньше я на репетиции приходила с обеими дочками, они пели и дома, и в хоре. Старшая сейчас живет в поселке Шексна, поет там, в хоре, а младшая — ей 15 лет — пока увлекается роком. Думаю, со временем возвратится к народной музыке.

...Тем временем репетиция продолжается. Женщины переходят в другое помещение, в котором установлены балетные станки, на стенах зеркала. Теперь бразды правления берет на себя хореограф Н. Горохова, а Е. Козлова становится исполнителем наряду с другими певцами. Задача сложная — создать вокально-хореографическую композицию, единую, динамичную. Нужно так отработать движения, чтобы зрители не заметили, кто на сцене только танцует, а кто еще и поет. А ведь это очень трудно — петь и одновременно ходить или танцевать!

— В танцевальной группе хора занимаются учащиеся школ, ПТУ и несколько девушек работающих, — рассказала М. Монс, лаборант ТЭЦ-ПВС металлургического комбината. — Работаем до седьмого пота. Выступаем на разных сценических площадках — от дворцов и домов культуры до красных уголков и полевых станов.

Когда-то к сотрудничеству с «Северяночкой» привлекли опытного балетмейстера В. Моисееву (Н. Горохова — ее воспитанница), с тех пор коллектив выносит на суд зрителей не только песни, но и большие вокально-хореографические композиции, такие, как «Вологодские кружевницы», «У колодца», «Ромода». Они сделаны в духе старинных деревенских игрищ, традиции которых почти утрачены.

Своими песнями «Северяночка» не только пробуждает у слушателей «дум высокое стремленье», но и прокладывает мост из прошлого в настоящее и будущее.

С. Фонберштейн.

На снимке: поет «Северяночка».

 

Источник: Фонберштейн, С.  Хранители народных традиций / С. Фонберштейн // Коммунист. – 1989. - 25 марта (№ 60). – С. 3.