Наша газета уже сообщила, что в начале апреля в горисполкоме состоялось обсуждение проекта охранных зон и зон регулирования застройки Череповца, разработанного в ленинградском институте ЛенНИИПградостроительства. Сегодня мы возвращаемся к этому событию в общественной жизни города. Редакция не может предложить читателям полные тексты выступлений, поскольку обсуждение длилось более пяти часов, стенографический отчет не поместился бы и на четырех страницах номера. Считаем необходимым основное внимание уделить изложению точек зрения авторов проекта. Кроме архитекторов из Ленинграда, Вологды, Череповца в обсуждении приняли участие члены исполкома, градостроительного совета, представители общества охраны памятников, общественности города.
Открыл обсуждение проекта заместитель председателя горисполкома В. В. Поматилов. Он призвал собравшихся объективно оценить работу института, выявить наиболее сильные и слабые ее стороны, рассмотреть практические пути реализации предложенных решений, экономическую обоснованность проекта.
Коллективную работу ленинградских архитекторов представила собравшимся сотрудница ЛенНИИПградостроительства Л. П. Ремизова:
— Предлагаемый вашему вниманию проект охранных зон и зон регулирования застройки является научно-практической разработкой. Проект основан на историко-архитектурном анализе развития города и оценке архитектурных объектов, представляющих интерес для охраны. В научную часть проекта включены также разработка предложений по охране памятников истории, культуры и архитектуры, их типология, изучение исторического развития города по этапам со времени основания города и даже раньше.
История города представляет значительный интерес для исследования. Люди здесь селились еще со времен мезолита. Славяне появились в этих местах с десятого века. Сначала это были новгородцы, а потом началась колонизация Севера Москвой. На Соборной горке был поставлен монастырь, который стал основной рыбной вотчиной московского патриарха. Богатейший был монастырь. С монашеской слободой и деревней Федосьево. Эти поселения тяготели одно к другому, между ними была просека. Когда монастырь упразднили, перед жителями встала дилемма: либо ходатайствовать о сохранении статуса торгово-ремесленного посада, либо стать крепостными крестьянами. В пору развития помещичьего землевладения последнее было весьма вероятно. Просьбы местного населения о присвоении Череповцу статуса города удовлетворили. Тогда же был составлен и принят к исполнению первый генеральный план города. Череповец — редчайший пример воплощения в действительности самого первого его генерального плана. Поэтому уже сама планировочная структура старого города является памятником градостроительства, которую следует сохранить для потомков. Планировочная структура — первое, что мы предлагаем взять под охрану.
На территории Череповца по списку отдела культуры Вологодского облисполкома числится 62 памятника истории и культуры. Кроме того, при обследовании зарегистрировано в общей сложности 93 памятника.
При разработке историко-архитектурного обзорного плана были учтены ценные архитектурные объекты, формирующие архитектурную среду. Обозначены здания, нейтральные по отношению к среде, и те, что являются дисгармоничными. В частности, новое здание пединститута.
К сожалению, планировочная структура старого города уже в значительной степени разрушена. Мы предлагаем сохранить хотя бы то, что осталось. Это относится в основном к сетке улиц, расположенных южнее улицы Ленина. Все эти направления предлагаем поставить под охрану...
По градостроительной значимости выделены три основные объекта, являющиеся градоформирующими: Воскресенский собор, Источническая часовенка, точнее, остатки ее, а также церковь Рождества Богородицы. По этим трем объектам были построены отдельные охранные зоны, разработана методика формирования охранных зон градоформирующих объектов. Выделяются зоны: физического разрушения здания, ближнего, среднего и дальнего обзора.
В зоне физического разрушения запрещается всякие земляные и взрывные работы, в зоне ближнего обзора запрещено высокоствольное озеленение, устройство экранирующих памятник стендов, лотков и т. д. Зона среднего обзора в основном предназначена для формирования пешеходных направлений. В зоне дальнего обзора запрещается высокоствольное озеленение, мешающее рассматривать памятники.
Советский проспект — историческая улица, которая насыщена памятниками архитектуры. Согласно инструкции, в таких местах полагается вводить единую зону для всей группы памятников. Весь участок, который принадлежал памятнику, должен стать предметом охраны. Получается, что границы зоны охраны Советского проспекта проходят по середине квартала, который примыкает к проспекту. Это историко-заповедная зона. Кроме того, построены охранные зоны для единичных памятников истории и культуры. Предлагаем также взять под охрану бывшую базарную площадь (старый рынок), церковь Рождества Богородицы, железнодорожный вокзал и некоторые другие памятники.
В проекте разработан и режим зон урегулирования застройки. Предлагается четыре типа зон регулирования.
Зона первого типа. Это усадебная историческая застройка. Практически сохранилось два квартала в конце улицы Труда. Выявлены три ценных здания, в частности старая почтовая контора. Остальные здания — характерные. Здесь мы предлагаем запретить искажение исторической планировки зданий, их облика. Предполагается также вычищение малоценной и нехарактерной застройки, полное благоустройство, восстановление утрат путем переноса памятников или идентичных зданий, озеленение освободившихся участков. Наша позиция: хотелось бы иметь в городе такой участок полумузейной ориентации.
Зона второго типа. Требования: восстановление деревянной застройки на месте утраченной, открытая реконструкция внутриквартальных пространств с расчисткой от малоценной застройки, вынос производственных зданий и сооружений. Это попытка сохранить принцип фронтальной застройки улиц и в то же время обеспечить полноценное функциональное использование в плане современных требований. Запрещается снос существующих зданий, изменение фасадов, строительство производственных зданий и сооружений, нарушение «красных линий» застройки. Другими словами, здесь сохраняем только само здание, а вся территория является общественной застройкой, внутри квартала предполагается озеленение.
Зона регулирования третьего типа. Таких зон много. Здесь разрешается строительство новых зданий, но их геометрические параметры должны соответствовать исторической застройке и не вносить никакой дисгармонии. Индивидуальное проектирование.
Зона четвертого типа. Все пустующие или с малоценной застройкой территории. Здесь предполагается устройство озеленения. Создание мощных очагов зелени в теле исторического города.
Предполагаем охранять ландшафтные объекты: Соборную горку, бывший Милютинский сад — как памятник садово-паркового искусства. Устанавливаются зоны археологического надзора и археологических наблюдений.
Деревянная архитектура уникальна, ценность ее повышается с каждым годом. Лет через 25 дерево, как строительный материал, будет недоступно. Поэтому уничтожение деревянных зданий, особенно тех, что представляют собой архитектурную ценность, в наше время нужно рассматривать как преступление. По приблизительным прикидкам, восстановление 50 ценных зданий и приблизительно такого же количества характерных обойдется городу в четыре миллиона рублей. Подчеркиваю — по самым предварительным оценкам. Более точно можно говорить об этом только после разработки проекта детальной планировки. Каждый дом, прежде чем решить, что с ним делать, надо обследовать «персонально».
Следует подчеркнуть, что целью нашей работы явилась необходимость разработки системы охраны памятников истории и культуры. Это система охраны, а не сборник рецептов. Поэтому в нашей работе мы выделили несколько узлов, которые требуют особого подхода, особого внимания архитекторов. По этим узлам нужны отдельные проекты. В число их входит и стыковочный узел: Красноармейская площадь, новая застройка и начало исторической зоны. Прежде чем сносить какие-то здания, нужно что-то предложить. Нужен проект застройки и благоустройства, который был бы не в ущерб историческому проспекту. Сносить же старые здания до того, как будут выработаны приемлемые предложения, мы считаем недопустимым. Разработка проекта детальной планировки — следующий этап работы.
Нужно отметить, что в тех случаях, когда проект охранных зон делается позже генплана и проекта детальной планировки, а именно такая ситуация и сложилась в Череповце, соответствующая инструкция требует внести коррективы в предыдущие работы. Что касается нового генплана, то с ним у нас никаких расхождении нет, а вот ПДП, утвержденный в 1980 году, устарел, строить по нему, ну, просто нельзя. Требуется корректировка проекта.
Представители института ответили на вопросы участников обсуждения.
— Стыковочный узел на Красноармейской площади разработан на уровне рабочих чертежей. Вашим же институтом, пусть и другой мастерской. Противопоставляете ли вы свою работу ранее сделанной? Второе: местные архитекторы принимали участие в разработке?
— Если бы наша работа, как полагается, была выполнена до генплана и ПДП, то проблем бы не возникло. Сейчас они есть. Да, есть моменты, когда наша работа входит в противоречие с выполненными нашими коллегами проектами. Например, по новому зданию пединститута. Мы не могли одобрить такую постановку и вынуждены были прямо на чертежах назвать это и некоторые другие здания дисгармоничными, не вписывающимися в историческую застройку.
Основная же наша задача — разработка границ охранных зон.
Да, местные архитекторы очень нам помогли, мы им благодарны, особенно В. П. Бойко. Они предоставили нам все необходимые материалы, участвовали в обследованиях.
— Сколько будет стоить реализация вашей программы, на какое время она рассчитана? Некоторые здания в старой части города уже сегодня разваливаются...
— По опорному плану учтены 118 домов, 50 из них подлежат восстановлению, 30 — реконструкции, остальные — текущий ремонт по обычным расценкам. Расчет же стоимости всей программы возможен только при наличии проекта детальной планировки...
— Но какие-то оценочные показатели, тем не менее, существуют?
— Можно пользоваться только весьма приблизительными прикидками, по аналогии. Нам непонятно, почему наша работа в какой-то мере противопоставляется линии на решение жилищной проблемы. Мы же не против этого. Но на территории города не должно быть, ни одного дома без канализации и водопровода, это, же естественно...
— Естественно-то естественно, но квадратный метр в восстановленном старом фонде будет стоить 500—600 рублей, а в современных домах — 200 рублей, видите, куда счет идет...
— Все зависит от вас, от заказчика. Захотите ли вы восстанавливать деревянную застройку или бросите ее на доживание. В недалеком будущем деревянная застройка станет просто бесценной. Сосчитать все затраты можно лишь на следующем этапе проектирования. И проект можно сделать в зависимости от того, какими средствами располагает заказчик. Делаются и показательные проекты, весьма дорогостоящие, и проекты, я бы сказала, реальные, вполне осуществимые...
— Сколько же будет стоить проект детальной планировки и сколько, кстати, стоит ваша работа?
— Проект детальной планировки — в пределах 70 тысяч рублей, наша работа — заказало ее управление культуры Вологодского облисполкома — стоит 25 тысяч рублей, в том числе 20 тысяч — предпроектные историко-архитектурные научные исследования, остальное — собственно проектирование.
— Как вы представляете застройку «московского тупика» (участка в районе Московского проспекта, улицы М. Горького, пр. Луначарского), граничащего с городским парком?
— Этот квартал в градопланировочном отношении — идеальное место для постановки театра. Но здесь обнаружен архитектурный памятник — дом архитектора Подшивалова в так называемом «кирпичном» стиле. Это стиль послереформенной России. Нелегко поступиться таким зданием. Да и инспекция охраны памятников решительно возражает против строительства в этом квартале театра. Лет через двадцать в Череповце будет построен громадный жилой район за Шексной, центр города явно переместится туда. И если мы сегодня запроектируем театр на левом берегу, то поступим, с точки зрения градостроительства, правильно, предвидя будущее...
— Считаете ли вы возможным снос хоть какого-либо здания, которое находится на Советском проспекте?
— Нет, нельзя. Без согласования с управлением культуры Вологодского облисполкома снос на Советском проспекте и в других охраняемых зонах недопустим. Любой компонент проспекта, будь то деревянное здание, каменное, лавка — все подлежит охране.
— А здание, где теперь находится тюрьма, тоже подлежит охране?
— Да, и это здание предлагается нами к постановке под охрану.
— Здание железнодорожного вокзала разрушается, не отвечает никаким санитарным требованиям. Как совместить охрану памятника и современные требования к сооружению, имеющему конкретное функциональное назначение?
— По своей архитектурной ценности здание железнодорожного вокзала в Череповце — памятник. Против того, чтобы поставить такое здание под охрану, ни у кого из наших коллег по институту сомнений не возникало. Все накладки с вокзалом появились потому, что сначала надо было делать вот эту работу, которую мы обсуждаем только сейчас, и только потом — все остальное. Нужно соблюдать стадии проектирования, надо было заранее знать, что вокзал — памятник архитектуры...
— У нас есть генплан. Он появился раньше, чем ваша работа. В генеральном плане четко указаны границы предполагаемых охранных зон. Не кажется ли вам, что многие вопросы возникают сегодня потому, что ваши предложения вышли далеко за границы генерального плана развития города?
— Считаем, что оснований для такого утверждения нет. В генплане предусмотрены только две градации: охранная зона и зона регулирования застройки. Что касается охранной зоны, то она в нашей работе, по сравнению с генпланом, лишь ненамного увеличена, в частности, по Советскому проспекту. Но в генплане не было разработанных режимов регулирования застройки. В нашей же работе зона регулирования разбита на подрежимы, то есть на зону усадебной застройки, зону, где мы внутриквартально можем ввести зелень, и так далее. Словом, режимы зон регулирования застройки разработаны достаточно подробно. Но в противоречие с охранными зонами генерального плана наши предложения никоим образом не входят.
— Создается впечатление, что весь старый город становится запретным для нового строительства. Но здесь, же живут люди, их тысячи. Выходит, мы заведомо и надолго лишаем их современных бытовых удобств? Ведь реконструкция старого жилфонда потребует не только больших средств, но и много времени.
— Не следует относиться к нашей работе как к чему-то жесткому, застывшему. Мы не пытались вводить какие-то железные рамки, строго регламентировать деятельность организаций, ведущих здесь строительство. В нашей работе выражена принципиальная установка, определены отношения к режиму строительства в каждой из зон. Нужно понять, что даже самая жесткая — охранная — зона не несет в себе 100-процентного запрета на строительство. Мы предлагаем неплотную застройку с пешеходными зонами, это и будет восстановление исторической среды, хотя бы по принципу функционирования ее в то далекое время. Невозможно представить себе этот район в высокой застройке. Думаем, что отдельные участки можно восстановить с усадьбами, включить их в туристские маршруты. Нужно отобрать самые интересные объекты, и в их восстановление, прежде всего, вложить деньги...
В ходе обсуждения проекта выступили архитекторы А. Н. Самонина, Л. Н. Рагутский, Б. Д. Ганкин, А. А. Лобанов, Г. В. Панфилов, председатель горисполкома В. А. Нифонтов, заместители председателя В. В. Поматилов, И. А. Савенков, старший редактор областной студии телевидения Е. А. Марков, режиссер народного молодежного театра-студии Р. М. Смирнов, старший инженер производственной группы по охране и реконструкции памятников управления культуры Вологодского облисполкома М. И. Карачев, заместитель начальника областного управления культуры С. С. Староверов и многие другие.
В целом работа ленинградских архитекторов оценена высоко. Предложенные авторским коллективом границы охранных зон исторической застройки города ни у кого из выступавших никаких сомнений не вызывали. Но по поводу зон регулирования застройки высказывались различные мнения. В ходе дискуссии выработано предложение авторам проекта придать своим разработкам по режимам зон регулирования более конкретный характер. Участники обсуждения пришли к выводу о необходимости корректировки существующего проекта детальной планировки. Высказывалось мнение, что наиболее целесообразно заказать эту работу авторскому коллективу, подготовившему проект охранных зон.
Результатом обсуждения стал протокол, принятый градостроительным советом Череповца. Познакомим читателей с постановляющей частью этого документа:
1. Отметить, что представленная на рассмотрение работа по охранным зонам и зонам регулирования застройки города является схемой и не может служить окончательным решением для разработки проекта детальной планировки старого центра.
Признать необходимым управлению культуры горисполкома заключить договор на разработку ПДП старого центра с институтом ЛенНИИПградостроительства, а институту на правах генерального проектировщика включить данную работу в план 1990 года.
2. Границу охранной зоны Советского проспекта принять в соответствии с чертежом ГП-843-79. входящим составной частью в проект нового генерального плана. Застройку северной части Советского проспекта провести в соответствии с проектом детальной планировки старого центра, разработанного институтом ЛенНИИПградостроительстза (черт. 843-64) с некоторой корректировкой проектов жилых домов №№ 8а и 8б девятого микрорайона и №№ 15а, 15б восьмого микрорайона. Исключить из охранной зоны Советского проспекта дома №№ 84 и 90.
3. Считать неприемлемыми предложения института по превращению зон регулирования застройки №№ 1, 2, 3 и 4 в заповедную зону, содержащую строения с износом 50—75 процентов и потребующую около 20 миллионов рублей для ее восстановления.
Признать целесообразным старую часть города застроить жильем по индивидуальным проектам преимущественно пониженной этажности с сохранением деревянных и каменных построек, которые являются ценными памятниками культуры.
4. Управлению культуры горисполкома совместно с ВООПИК и другими заинтересованными организациями провести обследование вновь выявленных памятников культуры и представить исполкому городского Совета материалы по их ценности, техническому состоянию и целесообразности сохранения.
5. Просить исполком городского Совета народных депутатов изыскать необходимые средства для разработки проекта детальной планировки исторической части города от улицы Ленина до набережной реки Шексны.
В. Ваньков.
Источник: Ваньков, В. «Здесь с давних пор селились люди…» / В. Ваньков // Коммунист. – 1989. - 25 апреля (№ 82). – С. 2.