Дойдет легендой славною до внуков,
Как в поединке выше облаков
Наш славный сокол—вологжанин Жуков
Бросал на землю коршунов-врагов.
(Из поисков красных следопытов пионерской дружины имени Героя Советского Союза М. П. Жукова Шухободской восьмилетней школы).
Михаил Петрович Жуков родился в 1917 году в семье крестьянина-бедняка в деревне Ружбово Череповецкого района Вологодской области. Восьми лет он начал учиться в Покровской начальной школе и окончил ее в 1930 году. Потом поступил в Шухободскую профтехшколу (теперешнее Шухободское СПТУ-1), которая выпускала с четвертым ученическим разрядом слесарей широкого профиля.
Вот что рассказывает А. Д. Соловьев, который учился вместе с Михаилом Петровичем Жуковым.
— Учились мы в очень тяжелое время. Получали по шестнадцать фунтов (6,4 килограмма, то есть 200 граммов в день) хлеба на месяц. Этого было недостаточно, и нам приходилось на каждый выходной ходить за 15 километров за продовольствием домой. Почти пять километров дорога шла лесом, в котором доводилось встречаться иногда с волками. Миша шел всегда впереди с зажженным факелом и подбадривал нас: «Идите смелое и не отставайте, если будете трусами, обязательно нарветесь на волков».
Миша Жуков учился только на «отлично».
П. И. Водовозова, у которой он жил на квартире, вспоминает о пашем земляке:
— Миша Жуков был хороший парень и учился хорошо потому, что много готовился дома. Он помогал мне и в хозяйственных делах, носил воду и дрова. Вместе с ним жили три его товарища, с которыми он учился. Дома они соли себя хорошо.
После окончания Шухободской профтехшколы Жуков уехал в Ярославль. Там работал на резиновом комбинате, поступил учиться в школу фабрично-заводского ученичества, которую закончил на «отлично» в 1934 году, и получил направление в электроцех шинного завода слесарем-электриком. Имя Михаила Петровича известно среди стахановцев-слесарей электроцеха.
Работая на заводе, он задумал научиться летать и пришел в Ярославский аэроклуб.
— Маловато знаний у вас, — сказали ему в приемной комиссия.
— Ничего, я их добуду, — пообещал Жуков.
И ему поверяли.
Учился он прилежно, внимательно ко всему приглядывался. Летом 1936 года получил право па первый самостоятельный полет, после которого твердо решил стать летчиком. В 1940 году Михаил Петрович успешно закончил Сталинградское авиационное училище, получив звание младшего лейтенанта.
Уже в первые дни Великой Отечественной войны всей стране стали известны имена летчиков Харитонова и Здоровцева, а 30 июня среди отважных появилась фамилия нашего земляка. Встретившись с врагом, когда весь боекомплект был уже израсходован, Жуков смело пошел на таран. Он буквально насел на вражеский бомбардировщик, но тот увертывался от него, и советскому летчику никак не удавалось настичь фашистского стервятника, хотя его ястребок висел над самым хвостовым оперением вражеского самолета. Только Жуков собирался ударить винтом или плоскостью по бомбардировщику, как тот снижался. Впереди показалось Псковское озеро. Бомбардировщик снизился к самой воде, Жуков насел на него еще крепче. Уходя от тарана, немецкий пилот совсем прижал машину к воде, но не рассчитал, и его самолет зарылся носом в озеро. Жуков выровнял свой «И-16». Взмыв вверх, он оглянулся и увидел, как вражеский бомбардировщик быстро погружался в воду. Вернувшись на аэродром, он сказал товарищам:
— Насчет тарана, я так думаю, что удивляться не следует. Техника техникой, а на войне и врукопашную надо уметь сражаться. Таран — это вроде рукопашной в воздухе.
Шел июль сорок первого года. Михаил вернулся с боевого задания — это был его тридцатый вылет. Друзья шумно окружили летчика, подхватили на руки и подбросили в воздух. Жуков не понимал, в чем дело. Оказалась, что пока он совершал боевой вылет, летчики 108-го истребительного полка, в котором воевал М. П. Жуков, услышали по радио Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1941 года, которым за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом отвагу и геройство присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» летчику, младшему лейтенанту Жукову Михаилу Петровичу! В июльском номере «Правды» от 10.VII.41 года отважный летчик писал:
«Указом Президиума, Верховного Совета Союза ССР мне присвоено звание Героя Советского Союза. Эта великая награда вдохновляет меня на еще более беспощадную борьбу с лютым врагом своей Родины. Все мои помыслы направлены к единой цели — бить фашистов всюду, где они попадаются навстречу, уничтожать гадов, пока последний из них не будет вышвырнут с нашей земли.
Высокая честь, оказанная мне Советским правительством, удесятеряет мои силы, мою ненависть к врагу, мою готовность до последней капли крови биться с озверелыми фашистскими бандитами, вероломно напавшими на нашу Родину.
Герой Советского Союза, младший лейтенант М. Жуков».
Почти одновременно в деревню Ружбово в дом Жуковых пришли радостная весть о присвоении Михаилу Петровичу звания Героя Советского Союза и солдатский треугольник, написанный рукой героя. Мать отвечала сыну:
«Дорогой и любимый Миша! Получила я радостную весть, что в борьбе с германским фашизмом ты проявил отвагу и тебе присвоено звание Героя Советского Союза. От души благодарю наше родное правительство и от своего сердца радуюсь такой высокой награде, мой отважный сокол! Даю тебе наказ: продолжать дальше так же бесстрашно и мужественно громить фашистских псов. И другим сыновьям говорю: мои дорогие и любимые, отстаивайте каждую пядь Советской земли, деритесь с проклятым врагом до последней капли крови». Любите Родину, как свою родную мать!»
Боевая жизнь Михаила Жукова с самого начала войны была связана с Ленинградским фронтом. Летчик противовоздушной обороны неустанно дрался с гитлеровскими воздушными пиратами и днем, и ночью.
Был случай, когда Жуков один поднялся в воздух против шести фашистских бомбардировщиков. Натиск его был так стремителен, огонь так меток, что фашистские летчики испугались и не приняли боя.
Осенью 1942 года за участие в разгроме финского десанта Жукова наградили орденом Красного Знамени.
В январе 1944 года на всем протяжении Ленинградского фронта дрогнула земля от мощных залпов советской артиллерии. Это начался прорыв блокады Ленинграда. Но не довелось пережить радости этой победы Михаилу Петровичу Жукову.
В районе станции Мга при прорыве ленинградской блокады он вступил в неравный бой с девятью вражескими истребителями. Схватка была короткой: снаряд фашистского летчика попал в бензиновый бак истребителя Жукова. Охваченный пламенем, самолет упал на землю. О гибели Михаила с печалью поведал его боевой товарищ Даниил Древятников.
Источник: Отважный сокол // Сельская новь. – 1974. - 23 февраля (№ 24). – С. 2.