Истребитель атакует

Небо чистое, прозрачное. Слышен приближающийся шум мотора. Туда, где виднеется серебристая точка, всматриваются десятки глаз.

- Машина Горячко! Горячко летит! — раздаются голоса на аэродроме. Машина, пошла па посадку. Еще несколько минут — из кабины выпрыгнул летчик. Улыбнулся.

- Ну, как? — посыпались вопросы. Всех интересует: встретился ли летчик с «хейнкелем».

- Перехватили, поймали гада. Выпустил несколько очередей. Задымил хвост, пошел книзу.

Леонид Горячко не любит о себе много рассказывать. Он принадлежит к тем скромным воинам, у которых с трудом узнаешь об их боевых «делах». Так писала о нем в апреле 1942 года красноармейская газета.

С тех пор прошло более пятидесяти лет. Но по-прежнему Леонид Дорофеевич Горячко крайне скуп на рассказы  о своих  боевых делах.

На встрече с ветеранами 740-го истребительного авиаполка, череповецкие учащиеся, с восхищением смотревшие на генерала Горячко, грудь которого украшали 27 боевых наград, попросили его рассказать о воздушных боях. Генерал добродушно улыбнулся и развел руками:

— Я бил, и меня сбивали...

На защиту вологодского неба лейтенант Горячко прибыл осенью 41-го года уже опытным боевым летчиком, сбившим не один фашистский самолет. Его назначили командиром эскадрильи.

Винт МИГа завращался, и три лопасти превратились в большой прозрачный круг. Вырулив самолет на старт. Горячко дал газ. Истребитель побежал, набирая скорость, принял горизонтальное положение и легко оторвался от взлетной полосы. Потом, словно птица лапки, убрал шасси. Ровно гудел мощный двигатель. Метр за метром машина набирала высоту.

Горячко по душе пришелся этот скоростной, хотя и норовистый истребитель. Вот только оружие бы помощнее: к трем пулеметам хотя бы одну пушку... Внизу темнел лес, белели поля! Кое-где стояли одинокие стога сена. Темной узкой лентой уходило вдаль полотно железной дороги. Над ней Горячко и предстояло патрулировать.

Знакомый бас начальника штаба полка майора Фатющенко передал по радио приказ идти на перехват немецкого самолета. Горячко повел самолет указанным курсом. Возвратился Горячко на аэродром в приподнятом настроении. Механик Максим Гребков, помогая комэску снять парашют, спросил:

- Товарищ командир, какие будут замечания?

- Тебе замечаний нет, — весело ответил Горячко. — Хорошо подготовил машину. А немецкие летчики — плохо! Оба двигателя «хейнкеля» задымили.

- Где разделились с фашистом?

- Юго-западнее станции Ефимовская, — ответил Горячко и тут же, дав указание: — Готовьте машину к вылету! — широким шагом пошел на КП.

Обед застал его в кабине самолета. С аппетитом съел принесенный суп. Но когда девушка-официантка подала тарелку со вторым, прозвучал сигнал боевой тревоги.

- Обязательно сохрани! Съем за ужином! — засмеялся Горячко, запуская двигатель.

Однако ужинать ему пришлось далеко от своей базы. В районе станции Сиуч он с ведомым лейтенантом Иваном Макаровым на большой высоте завязал бой с «Юнкерсом-88». При второй атаке Макаров был тяжело ранен. Горячко продолжал драться один. Непрерывно атаковал.

Один двигатель немецкого самолета уже работал с перебоями. Очередную атаку Горячко провел снизу. От точной пулеметной очереди двигатель «юнкерса» задымил.

Почему не стрелял нижний стрелок? Решив, что он убит, летчик сделал боевой разворот и опять пошел в атаку снизу, чтобы с близкой дистанции прикончить поврежденную машину. Но когда стал наклоняться к прицелу, навстречу метнулся огненный пунктир, дробно ударил по двигателю. Горячко отвалил машину влево. Двигатель забарахлил и тут же остановился. Горячко глянул вниз: снежное поле, вдали темнел лес, слева — деревья. Решил, не выпуская шасси, садиться на «живот». Снял очки, чтобы при ударе осколками стекол не повредить глаза.

Тяжелый истребитель планировал быстро. Вот замелькал, убегая под крыло, кустарник. Удар! Боль в носу. Самолет заскользил по осевшему снегу и остановился. Покой и тишина.

Теперь, когда нервное напряжение осталось позади, Горячко почувствовал большую усталость. Захотелось посидеть, отдохнуть. Но разбитый нос кровоточил. Горячко расстегнул привязные ремни, сдвинул фонарь и вышел из самолета. Расстегнул комбинезон: жарко, спина мокрая. Стал прикладывать к носу снег. Потом закурил и осмотрел машину. Не заметил, как возле него оказалась группа мальчишек на лыжах.

- Дяденька летчик, ты ранен?

- Нет.

- А кровь почему?

- Ударился о прицел.

В соседней деревне Горячко дали лошадь с санями, и он поехал в Весьегонск. Там узнал, что обломки «юнкерса» найдены возле леса, недалеко от города. Горячко сообщил о себе в полк. Наутро другого дня он отправился на свою базу.

Менее чем через месяц Горячко совершил памятную поездку в Москву. В Кремлевском дворце Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. И. Калинин вручил мужественному летчику орден Ленина.

Пожимая ему руку, тепло сказал:

- Надеюсь еще встретиться с вами...

Много было воздушных боев на счету у Горячко. Один из них он провел в паре с другом Борисом Веселовским.

Вечером 13 августа 1942 года они поднялись на перехват разведчика «Юнкерс-88», шедшего на высоте 6000 метров от Тихвина через Рыбинское водохранилище на Череповец. Истребитель Горячко МИГ-3, имевший большую скорость, чем «Киттихаук» Веселовского, первым набрал высоту. Горячко атаковал против солнца. Пули попали в масляный бак. Оставляя желто-бурый след, «юнкерс» резко, клевком перешел в крутое пикирование прямо перед истребителем Веселовского. Веселовский сумел на пикировании пристроиться ему в хвост и методически расстреливал вражеский самолет, пока тот не скрылся в сплошной облачности на высоте около тысячи метров.

Потеряв цель, Веселовский сделал «горку». Услышал в шлемофоне голос Горячко: «Возвращаемся!»

И они взяли курс на базу. На следующий день поступило сообщение, что «юнкерс» найден на пахоте в 20 километрах южнее станции Хвойная. Самолет цел. Экипаж убит. На борту обнаружен радиопеленгатор - прибор, с помощью которого немецкие летчики могли обнаруживать наши самолеты по работающей радиостанции.

Свыше трехсот боевых вылетов совершил в Отечественную войну Леонид Горячко. Дважды был сбит, но ни разу не был ранен. А сам в воздушных боях уничтожил 18 немецких самолетов: 10 - лично и 8 - в групповых боях. Ныне генерал-лейтенант авиации Л. Д. Горячко живет в Минске.

Валерий Вепринский.

На снимке: Леонид Горячко у своего бюста работы известного скульптора Сергея Орлова. Череповец. 1942 год.

Фоторепродукция автора.

 

Источник: Вепринский, Валерий  Истребитель атакует / В. Вепринский // Речь. – 1994. – 5 мая.