Сысоева Майя Анатольевна - мастер традиционной народной куклы

Более 20 лет народный мастер России Майя Сысоева не только создает уникальные экземпляры, но и изучает традиционную культуру России. Каждая ее работа — это четко выверенный образ.

Звание «Народный мастер России» было присвоено Майе Анатольевне решением Союза художников в 1995 году.

Родилась Майя Анатольевна в Череповце 20 декабря 1965 года, где и проживает в настоящее время.

Свою творческую деятельность начинала на Череповецком металлургическом комбинате в качестве художника-оформителя, затем работала в Культурно-информационном центре Дворца Металлургов, где руководила кружком по народной росписи, в качестве консультанта по народному творчеству работала в Общественной организации «Союз хранителей русских православных традиций». С 2000 года активно занимается преподавательской и научной деятельностью. Начиная с 2004 года народный мастер России Майя Сысоева проводит семинары- практикумы в разных городах России по изготовлению кукол Вологодской области.

Куклы Майи Сысоевой можно встретить во многих российских музеях, престижных выставках, в частных коллекциях. 

Сложнейшую задачу — подать образ через ткань — Майя Анатольевна решает все эти годы. На изготовление одной куклы иногда уходит не один месяц. Образ будущей изящной красавицы напрямую зависит от того, какая ткань попала в руки мастера.

Удивительно: мастер-кукольник в детстве в куклы не играла. Увлечение пришло значительно позже, когда в руки Майи Анатольевны попала книга Галины Дайн «Русская народная игрушка». Именно под впечатлением от прочитанного Майя Сысоева попробовала сделать куклу. И поняла, что это и есть ее призвание.

Майя Сысоева считает, что кукла, сделанная своими руками, - частица души.

Интересен ее рассказ о куклах. Оказывается, по назначению они бывают разные: обереги, обрядовые и игровые.

Кукла-оберег должна защищать человека, и безлика она потому, что глаза, нос, рот – это врата, через которые могут проникнуть силы зла. Так считали наши предки. В одежде этих кукол часто использовался красный цвет как символ жизни.

Обрядовые куклы имеют ритуальное значение. Их делали на самые значимые события крестьянской жизни: праздники, свадьбу, рождение ребенка и т. д. Кукла – зернушка была, например, символом плодородия.

Майя Анатольевна считает, что на мастер-классах именно изготовление обрядовых кукол особенно полезно, потому что в этом случае дети попутно узнают о народных обычаях, праздниках и т.п.

Игровые куклы произошли из обрядовых; они выполняют важную задачу – развивают воображение ребенка.

Куклы также различаются по способу выполнения. «В Вологодской области встречаются столбушки, скрутки, узелковые, пеленашки, вепсские куклы», - рассказывает М. А. Сысоева.

Вепсская кукла, например, встречается на территории Бабаевского и Вытегорского районов. Ее делали из старых вещей матери, не используя при этом ни ножниц, ни иглы, чтобы жизнь ребенка «не резаная и не колотая» была. Наполняли такую куклу золой. Еще до рождения ребенка ее клали в колыбель, а потом подвешивали над малышом как оберег.

Однажды мастеру Сысоевой довелось выполнить уникальный заказ.

Один из самых ценных экспонатов ярославского музея – кукла в костюме знатной горожанки, которой более двухсот лет. Ее берегут, выставляют крайне редко: ткань недолговечна. И накануне юбилейной выставки, посвященной 1000-летию Ярославля, руководство музея обратилось к череповецкому мастеру Майе Сысоевой с просьбой изготовить копию ценной куклы.

Получилась реплика, т. е. такой вариант, когда так называемая копия имеет некоторые отличия от оригинала. И это понятно: мастер – не ксерокс; она вкладывает в произведение много своего.

Майя Анатольевна говорит, что настоящий мастер учится постоянно; если он «сказал, что сделал свою лучшую куклу, он умер как мастер».

А научиться на Вологодчине можно многому. Поэтому лучшая кукла Майи Сысоевой еще не сшита.

Литература: