Шехонь – это Шексна

В. Пятаков

Во времена не очень давние — всего лишь около сорока лет назад — на месте Рыбинского водохранилища шумели густые леса, обступавшие пахотные поля с лугами, покрытыми высоченными травами. А еще за два-три века до этого жили тут, в глухомани, стаи непуганных птиц, стада лосей, хозяйничали медведи да жались к берегам извилистой реки довольно редкие села и деревеньки.

На географических картах описываемый район, занятый ныне Рыбинским водохранилищем, назывался Молого-Шекснинской низменностью, или по-народному просто Пошехонье (то есть местность по берегам Шехони — точно так же, как и Поволжье, Поднепровье, Подвинье...).

Шехонь, по моему мнению — это старое название реки Шексны, происходящее от вепского слова «шохейн», что означает «осока, болотная трава». Пошехонье известно с глубокой древности: как местность, оно упоминается уже в документах 1500 года, например, в «Житие Севастиана Сохотекого-Пошехонского».

Люди, увлекающиеся историей, нередко интересуются: почему город Пошехонье оказался в 30 километрах от Шексны — на берегу реки Согожи? Но материалы архивов легко объясняют это: ведь как и Череповец, город Пошехонье образован по указу Екатерины II в 1777 году, причем из двух сел — Троицкого и Пертомы. Название новому городу дал царский сановник, составлявший указ и нарушивший законы топонимики.

Как и везде в нашем крае, топонимия старой Шексны двуязычна: ее истоками служат угро-финские и древнеславянские слова и понятия. Последние восходят к эпохе возникновения древнерусского государства, что еще раз подтверждает: Шексна, как и река Волхов, играла важнейшую роль в экономической жизни Великого Новгорода.

Вот Городище, одно из ближайших к Череповцу сел. Первое поселение с этим названием находилось в нескольких километрах юго-западнее сегодняшней деревни. Поселения подобного типа представляли собой укрепленные пункты; они основывались в только что занятых областях, а иногда становились даже княжескими резиденциями (как Рюриково Городище близ Новгорода или Труворово — в Изборске).

И, наконец, известное всем череповчанам Рощино, в седую старину именовавшееся Рощеньем, что у языческих славян обозначало «святилище, священная роща». Такое название местности могло возникнуть лишь среди постоянных жителей края и только до 987 года, (когда устав князя Владимира, обнародованный сразу же после принятия христианства, категорически запрещал «моленья в рощенье...»).

Примерно в 60 километрах ниже Череповца на реке Шексне-Шехони существовали когда-то два шлюза — Ягорба и Черепановка, а также стояла деревня Шубацкие Борки. Этимология двух последних названий пока неясна, но прозвучавшее в них сходство с названием нашего города вряд ли могло быть случайным.

Из других окрестных населенных пунктов следует отметить село Леушино, что находится на правом берегу Шексны близ впадения в нее реки Выксы. Этимология названия села весьма прозрачна — от личного имени Леонтий (Леуша, Леоша). В историческом отношении Леушино интересно легендой, касающейся отдаленного прошлого Череповца.

Дело в том, что рядом с Леушином находился Выксинский женский монастырь, куда после Угличской трагедии с маленьким Дмитрием была сослана Мария Нагая — последняя жена Ивана IV. Используя факт поселения опальной царицы, монашки присоединили к территориальным владениям своего монастыря богатое рыбой озеро Выксу... А озеро это принадлежало Череповецкому мужскому монастырю. Возникла тяжба, длившая вплоть до 1776 года, когда монастырь в Череповце был закрыт.

Народные предания дополняют историю, описанием одного из столкновений между мужским и женским монастырями. Так, некий решительный игумен, прибывший из Москвы в Череповец направил на озеро Выксу группу монахов с наказом гнать от него всех, вплоть до применения силы. Но и монашки не растерялись: за две бочки пива они подговорили мужиков из соседних сел. Успех дела был предрешен: сельские «ландскнехты» вооружились крепкими вересовыми палками и обратили в позорное бегство монастырскую братию, которая пробовала отбиваться чем попало... А обескураженный игумен вскоре снова уехал в Москву.

Немало других предана бытует среди старожилов нашего края; они хранят в себе частицы реальной истории, порою могут пролить свет на появление названий тех или иных сел и деревень, на отдельные, почти забытые эпизоды исторического прошлого Череповца. Ведь Череповец стоит на древней русской земле, овеянной величием минувших дел и дней.

Источник информации: