О далеком прошлом
(записки краеведа)
У череповчан нередко возникает вопрос: откуда и когда пришли в наш край первые люди, к какому они относились племени и на каком языке они говорили? Многие хотели бы знать, что означает название города и когда он возник, как развивалась жизнь людей нашего края в далеком прошлом. Для того, чтобы ответить на эти вопросы, заглянем в исторические архивы.
Древнейшие жители нашего края
Откуда и когда пришли люди в наши края? Известный русский ученый и археолог А. Я. Брюсов на основании археологических материалов определяет, что наш край в далеком прошлом заселялся дважды. Первые поселенцы пришли с востока, со стороны Урала, и заняли широкую площадь до берегов Балтийского моря. Это произошло, как свидетельствуют археологические материалы, за VII—VI тысяч лет до нашей эры. От того времени в западной части Вологодской и Архангельской областей обнаружены четыре древнейших стоянки. Одна из них в зоне Череповца, около устья реки Ягорбы. Ягорбская стоянка, обнаруженная в 1906 году, датируется VI тысячелетием до нашей эры.
Вторично, согласно свидетельствам археологических материалов,он заселялся примерно за три тысячи летдо нашей эры пришельцами с верховьев Волги и Оки. Племенные группы двигались с юга по Шексне и Мологе. Одни, расходясь по их притокам, оседали на пути возле рек и озер. Другие шли дальше — к берегам Белого и Балтийского морей. Пришельцы с верховьев Волги заселили западную часть территории Вологодской и Архангельской областей, Прибалтику, Карелию, а также Финляндию.
Но кто же были эти древнейшие народы? Археологические материалы края говорят о том, что древнее население Белоозера в культурном и этническом отношении было близко и родственно к населению Верхнего Поволжья. Оно состояло, как упоминается в летописях под 862 годом, из марийцев, мордвы, удмуртов и также исчезнувших племен мери и муроме, из народов, ушедших за пределы нашей страны — угров (венгров). Это население входило в состав финно-угорской семьи народов. Следовательно, и народы, пришедшие в наши края с верховьев Волги, также относились к этой же финно-угорской семье. Впоследствии пришельцы распались на отдельные языковые группы. А в дальнейшем из племенных групп образовались народности под названием: коми, эсты, карелы, вепсы (весь), саамы и финны.
Итак, археологические, этнографические, топонимические (топонимия — наука о географических названиях) материалы говорят о том, что в верхнем Поволжье в далекие времена жили финно-угорские племена. Часть из них переселилась в наши края.
О древних народах нашего края сообщают и более поздние источники. Русские летописи, в частности, рассказывают о том, что наш край, именуемый в древних грамотах Белоозером, был заселен финно-угорским племенем весь.
Археологические и письменные источники о древних народах нашего края дополняют дославянские топонимические языковые материалы. В местах, где проживали древние народы, до наших дней сохранилось много неславянских географических названий (топонимов) селений, пустошей, наволоков, рек, ручьев, озер, болот, холмов и возвышенностей. Часть из них находит свое объяснение в языке современного народа коми, например, Улома (сырая земля), Сизьма (дятлова земля), Матурино (земля журавля), Мусора (земля - болото), Суда (высота), Козохта (еловая засека), Кадуй (болото), Уйта (пойма), Даргун (пескарь) и т. д.
Другая часть дославянских названий местности находит свое объяснение в языке вепсов и финнов. Например: Мякса (холм, холмистость), Ерга (дремучий лес, чащоба), Шайма (болото с мелким лесом), Лохта (заболотившийся озерный залив), Едома (прежняя земля), Колкач (угол), Пертовка (перт - дом, изба), Ирдоматка (улица на пути, деревня на пути), Кукдоба (коллектив, общество, волость). В собранных мною 196 дославянских топонимах 92 из языка коми, 94 - вепсов и финнов.
Как видим, в далекие времена на Белоозере обитали две финно-угорские народности — одна после другой. В более древние времена — до нашей эры — в нашем крае проживали пермские племена, предки современных народов коми.
Затем пришла другая финно-угорская народность — со стороны Балтийского моря, названная в русских летописях под 862 годом племенем весь (от финского «веси» — «вода»). Древнюю весь угро-финноведы считают прямым предком современной небольшой народности вепсов. Это же подтверждают и топонимические языковые материалы нашего края.
Пришедшая на Белоозеро весь частично ассимилировала проживавшие здесь пермские племена. Но, как об этом свидетельствуют этнографические материалы края, народы коми в своем большинстве ушли за пределы Белоозера и поселились в истоках Камы, Сысолы и Вычегды. Впоследствии они в основном расселились в бассейне реки Печора, где и проживают по настоящее время.
После ухода пермских племен на Белоозере сформировалась единая финно-угорская народность, которая в русских летописях упоминается под именем весь. Наши предки — славяне назвали ее вторым именем — чудь: это слово заимствовано из готского языка и означало по-старославянски «чуждый народ». И теперь еще можно встретить следы этих племен в названиях многих местностей нашего края. В нашем районе вблизи реки Мологи когда-то существовали селения «...деревня Чудь Якунина, а Средняя тож» и деревня Мишина Чудь, Большая тож» (теперь Задние Чуди и Средние Чуди Николо-Раменского сельсовета). В Кадуйском районе и сейчас есть деревня Чудиново.
П. Федотов, краевед.
Источник: // Коммунист. – 1976. – 31 июля. – С. 3.