Рубцы на сердце – это больно

2 февраля - день рождения Лидии Валентиновны, вдовы академика И. П. Бардина. Ей исполнится 88 лет.

На днях вышла в свет брошюра (документальный очерк) директора музея ОАО «Северсталь» Б. Челнокова «Рубцы на сердце. Взлеты и падения академика Бардина».

Связь между этими событиями читателям, наверное, и объяснять не надо: 38 лет, прошедших после смерти мужа, Лидия Валентиновна делает все возможное, чтобы сохранить память о человеке, с чьим именем связана целая эпоха отечественной металлургии. Бережно хранит она его архивы, переписывается с музеями металлургических предприятий, с институтами, школами. Собирает все публикации о муже. Щедро, бескорыстно делится экспонатами с музеями. Мечтает создать в квартире мемориальный музей Бардина. Но надежд на это все меньше и меньше. В 1996 году встретилась с журналисткой газеты «Московский комсомолец» Еленой Егоровой. Очень радовалась встрече: надеялась, что газета (кстати, самая многотиражная в Москве!) опубликует материалы к 113-й годовщине со дня рождения Ивана Павловича (13 ноября).

Журналистка внимательно все осмотрела, выслушала Лидию Валентиновну, и 6 ноября в «МК» появилась статья «Музей академической любви» (под скромненькими инициалами Л. Е.).

Старомодная, в лучшем смысле этого слова, Лидия Валентиновна и не подозревала, что большой тираж газет в наше время завоевывается далеко не всегда правдивостью, глубиной и полезностью материалов, - нужна "клубничка", то есть всевозможные пикантные фактики, могущие заинтересовать обывателя. Журналистке, наверное, трудно было их найти в квартире, где любовно хранится память о достойном человеке. Но кое-что она все-таки «накопала», не постеснявшись даже исказить факты, приписав Лидии Валентиновне то, чего та и не говорила. Автор смакует размеры, интерьеры квартиры («туалет с зимним садом»), иронизирует над «десятым по счету альбомом, присланным из Череповца», над супружеской кроватью, половина которой «завалена вещами мужа». А что касается мемориальной комнаты, то журналистка откровенно насмехается над этой идеей: мол, сейчас «в цене не имя, в цене – метры». И даже берет на себя смелость утверждать, что в Череповце вряд ли помнят день рождения Бардина («Я сильно сомневаюсь. Время громких торжеств закончилось, пришел черед громких забастовок. Тут уж не до героев прошлого»). Более того: она небрежно проходится по трудной, но славной истории нашего комбината. («Будучи в Череповце, не раз приходилось слышать брошенную в сердцах фразу: «А на фига его вообще строили, этот завод»). И тут же с усталым вздохом всезнайки замечает: «Но Лидии Валентиновне этого не объяснишь».

Да, пофигизм крепчает. «На фига» этот завод, «на фига» этот Бардин, "на фига" вообще память о чудаках, не спавших ночами, вкалывавших без отпусков, заботившихся о какой-то там большой индустрии, от которой только чахнет природа.

К счастью, есть люди, для которых эта память священна. Хранят ее и в Череповце, свидетельство тому и ежегодные премии имени академика И. П. Бардина, стипендии его имени лучшим учащимся ПТУ-2 (лицея), Всероссийские турниры по боксу памяти И.П.Бардина.

На статью в «МК» откликнулся сотрудник института культурного и природного наследия Ю. С. Макаревич. Он напомнил журналистке о нравственной преемственности поколений словами Пушкина:

Два чувства дивно близки нам –

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам…

«Люди с воспламененной душой» - это прежде всего их заслуга в возрождении Родины после лихолетий и войн. И один из них, вот он, Иван Павлович - человек сильной воли, светлого ума, доброго сердца», - пишет он. Напоминает журналистке и о том, что одна из комнат квартиры – кабинет Владимира Игоревича, приемного сына Ивана Павловича. Исследователь Антарктиды, писатель, он также оставил немало научных работ, репортажей, стихов, рассказов. «Нет, нельзя забывать о таких людях», - внушает он Елене Егоровой. И отечески журит: «Статья ваша сделала больно Лидии Валентиновне».

Борис Васильевич написал документальный очерк «Рубцы на сердце» фактически о том же самом - как умеют у нас «делать больно» людям, которые меньше всего этого заслуживают.

Из-за инфаркта Иван Павлович не был на торжествах рождения Череповецкого металлургического завода, хотя до этого три года подряд приезжал на его строительство. Лидия Валентиновна передала в музей папку с копиями вырезок из «Литературной газеты» 1955-56 годов, с другими документами той поры, когда шла ожесточенная травля академика Бардина. А началась она вскоре после похорон Сталина, когда возникло заметное охлаждение к так называемым «сталинским» стройкам. В дневнике той поры Иван Павлович с грустью пишет о «всеми забытом Череповце», но тут же бросается в бой, доказывая необходимость форсировать стройку. Ему это удалось, но сколько сил, нервов ушло - об этом сейчас знает, наверное, только Лидия Валентиновна.

А в 1955 году новая напасть: некий писатель Заславский начинает шантажировать Бардина, направляет письмо Н. Хрущеву, президенту Академии наук А. Несмеянову, секретарю правления Союза писателей А. Суркову. «Литгазета» публикует статьи писателя В. Попова, где ставятся под сомнения все заслуги Бардина.

В июле 1956 года под давлением общественности полуторагодовая атака литераторов закончилась – «Л Г» принесла извинения, а сам В. Попов публично покаялся.

Но передышка была недолгой. В конце 1956 года на правительственном уровне подняли вопрос о нерентабельности и вообще бесперспективности Череповецкого металлургического завода. И вновь Иван Павлович отстаивает завод, доказывая, что надо развивать большое производство стали, проката, и тогда завод станет рентабельным.

Так и вышло. Только Бардин не дожил до тех дней. В дни травли силами горе-литераторов у Ивана Павловича случился второй инфаркт, после чего здоровье резко сдало. 11 ноября 1959 года, словно предчувствуя близкую кончину, он приезжает в Череповец, чтобы в последний раз посмотреть на свое трудное, болезненное, а потому особо дорогое «дитя».

Иван Павлович Бардин умер 7 января 1960 года сразу после горячего выступления на заседании комиссии Госплана СССР по разработке перспективного плана развития черной металлургии. Не успел достать из кармана нитроглицерин.

«Как знать, сколько бы прожил Бардин, если бы не возня литераторов вокруг его имени, если бы его опережающие время идеи были понятны и коллегам, и оппонентам», - это из очерка Б. Челнокова. А я думаю не о количестве лет (все-таки прожил он немало - умер на 77-м году), а об их качестве. Вот и Лидия Валентиновна в письме к Борису Васильевичу вспоминает: «...последние годы его жизни были отравлены несправедливым отношением к нему.. Всем знающим Ивана Павловича, особенно мне, известно, что он себя никогда не щадил. И тем более горько, что его не щадили многие...»

Эти строки писались после статьи в "МК", но как всегда в таких случаях, вспомнились Лидии Валентиновне и другие обиды, нанесенные дорогому человеку. Дошли до нее из Череповца и стенания экологов, и прямое обвинение одним местным писателем в адрес Бардина: мол, неверно выбрано место для строительства металлургического комбината, что повлекло за собой негативные последствия.

Б. В. Челнокову пришлось тогда встать на защиту академика, и сделал он это весьма убедительно:

«Не вина великого ученого, что потомки не смогли умело распорядиться его наследием... Не его вина, что вместо серии заводов северо-западной металлургии общей мощностью 6 миллионов тонн стали воздвигли по воле «экономных экономистов» в этом регионе один-единственный -Череповецкий супергигант, который явился своего рода экологической бомбой для жителей города».

Лидия Валентиновна сетовала в письме Б. В. Челнокову: «К сожалению, и сейчас некоторые по незнанию, а иные умышленно хотят на него свалить экологическую непогоду в Череповце. Теперь можно сказать им: «Побойтесь Бога!»

До Бога высоко, до неба далеко... Но здесь-то, на земле, почему мы так жестоки друг к другу? Откуда эта злость и зависть к тем, кто выделяется, кто достиг почестей? Почему мы так поспешны в оценках да еще и спешим обнародовать их?

«Атаманы-молодцы из «Литгазеты» все выискивают острое блюдо», - это из дневника Бардина 42-летней давности. Но сейчас эти слова еще более актуальны. Неужели жизнь ничему нас не учит? Ведь рубцы на сердце - это больно.

 

Л. Гагарина.

На снимке: Иван Павлович Бардин с женою.

Фото из личного архива Л. В. Бардиной.

Источник: // Череповецкий металлург. – 1998. – 31 января (№ 12). – С. 3.