Реформатор

Б. Челноков

Документальный очерк

(Продолжение. Начало в №№ 85, 95, 98, 101, 104)

6. Новая металлургическая столица

Музей на колесах. Вице-президент знакомится со стройкой. Забытый Череповец. Бардинские рекомендации. Первая трудовая вахта. Есть череповецкий чугун!

В начале 1980 года, знакомясь с домашним архивом И. П. Бардина, я обратил внимание на фотографию, где ученый стоял у необычного вагона.

— Это вагон-лаборатория. Его выхлопотал Иван Павлович для Уральского филиала Академии наук СССР, — объяснила мне вдова вице-президента Лидия Валентиновна Бардина. — В годы войны он много ездил по металлургическим предприятиям страны, отдавая много внимания и сил решению практических задач быстрого перевода мирной промышленности на военные рельсы. После войны Иван Павлович использовал этот вагон как передвижной салон для поездок уже в свой отпуск в новые районы черной металлургии страны. Маршруты поездок были обширны: от Кольского полуострова до Владивостока, от Мариуполя до Норильска. Сопровождали его сотрудники научно-исследовательских институтов, высококвалифицированные геологи, экономисты, инженеры-строители. Он никогда не останавливался в гостиницах. Рабочим кабинетом, исследовательской лабораторией, местом отдыха и деловых встреч с хозяйственными и партийными руководителями служил вагон № 1114. Хорошо бы разыскать этот ва­гон-лабораторию и устроить в нем музей...

Эта мысль пришлась по душе череповецким металлургам. Начались поиски, в которых участвовали многие — от директора и секретаря парткома до рабочих.

Получив поддержку руководства Череповецкого комбината, Л. В. Бардина послала в Уральский научный центр АН СССР письмо с просьбой оказать помощь в поисках исторического вагона. Но оказалось, что не так-то просто было справиться с этой задачей. Дело в том, что ветхий вагон довоенной постройки был давно списан. Одно время он использовался в качестве теплушки для ремонтников железнодорожных путей.

Помогли ветераны, те, кто работал в дни войны в Свердловске вместе с председателем Уральского филиала Академии наук СССР И. П. Бардиным. Вспомнили о старом вагоне, стоявшем в одном из заброшенных тупиков. В Свердловск срочно выехал работник управления железнодорожного транспорта Н. Н. Ганин. Под слоем краски обнаружился и номер вагона. А вскоре необыкновенный экспонат был доставлен на территорию нашего комбината.

Много пришлось вложить труда железнодорожникам, конструкторам отдела главного архитектора и проектного отдела, энергетикам, работникам управления «Центрметаллургремонт», ремонтно-строительного управления, связистам, чтобы вагой приобрел музейный вид.

Пока велись реставрационные работы, сотрудники музея трудовой славы комбината вели поиск экспонатов, кропотливо изучали биографию И. П. Бардина, особенно ее череповецкий период, делали запросы в десятки организаций. Была завязана обширная переписка с коллективами научных учреждений и предприятий, где работал выдающийся ученый.

И вот стали поступать бандероли из Центрального научно-исследовательского института черной металлургии, Уральского научного центра, металлургических предприятий Магнитки, Макеевки, Днепродзержинска, Кузнецка. Л. В. Бардина передала музею личные вещи, мебель, научные книги по металлургии, геологии, химии с автографами Бардина и дарственными надписями авторов, справочную и художественную литературу на русском и английском языках, многочисленные документы и фотографии из личного архива. Всего музей принял более 500 экспонатов.

Было решено в трех купе вагона воссоздать обстановку, приближенную к тому периоду, когда им пользовался И. П. Бардин: кухню, лабораторию, салон для встреч гостей, где разместить и личные вещи Бардина. Остальную площадь вагона занять под экспозицию о жизни и деятельности академика по истории зарождения и становления Череповецкого металлургического комбината.

1 сентября 1984 года лауреат комбинатской премии имени И. П. Бардина, заместитель директора комбината И. Г. Дубовой в торжественной обстановке вручил символический ключ от музея на колесах директору профессионально-технического училища № 2 имени И. П. Бардина. Теперь ежегодно в День знаний сюда приходят на первое занятие будущие металлурги, чтобы на примере жизни и деятельности Ивана Павловича учиться беззаветному служению Родине.

Открывает экспозицию скульптурный портрет работы Александра Михайловича Шебунина. Таким помнят ученого череповецкие металлурги-ветераны: убеленного сединой, с прищуренными глазами, умным и живым лицом.

В хронологической последовательности документы и материалы экспозиции раскрывают этапы жизненного пути И. П. Бардина. Вот панорама села Широкий Уступ Саратовской губернии, где 13 ноября 1883 года в семье Павла Дмитриевича и Дарьи Михайловны родился сын, которого в соответствии со святцами нарекли Иваном. Рядом фотография девятилетнего Вани с томиком Пушкина — наградой за хорошую учебу. Вот Бардин — студент Киевского политехнического института, Бардин — на металлургических заводах Юга и строительстве металлургического гиганта — Кузнецкого комбината. После сибирской эпопеи Бардину было присвоено звание академика. Он стал одним из крупнейших руководителей советской металлургической науки.

Далее стенды рассказывают о рождении новой угольно-металлургической базы на Северо-Западе страны. Фотоальбом «Череповец строится. 1951». На снимках — строительство первых заводских цехов, первых в городе многоэтажных домов. Фотоаппарат Л. В. Бардиной запечатлел вице-президента на теплоходе «Академик Морозов» на пути в Череповец. Страница из записной книжки календаря за 12 ноября 1959 года, где рукой академика сделана заметка: «Череповец... Швеция». В этот день он читал лекцию для череповецких инженерно-технических работников о достижениях металлургов Швеции.

А вот совершенно домашний Бардин прослушивает начитанные им на магнитофонную ленту воспоминания — отчеты и размышления о жизни, науке, дальнейшем развитии советской металлургии, впечатления о посещении предприятий. В этих отчетах-размышлениях есть и сухие строки о состоянии оборудования, замеченных недостатках, рекомендации по улучшению работы. Вспоминаются строки из его дневника, записанные на магнитофон: «Я захворал и долго лежал. По выздоровлении мне прежде всего захотелось поехать в Череповец, посмотреть, что там делается...»

И. П. Бардин четыре раза бывал в Череповце: трижды во время строительства, последний раз — на четвертом году деятельности завода. Он детально знакомился с ходом сооружения объектов, вникал во все мелочи, а затем приглашал руководителей строительства и завода в штабной вагон и проводил с ними совещания. Вице-президент давал конкретные, четкие, деловые указания и внимательно выслушивал просьбы о поставке оборудования, финансировании, записывал их в блокнот, чтобы затем в Москве решить наболевшие вопросы.

Есть в его дневниках и строки, посвященные череповецкой стройке. Эти записи любезно предоставила для очерка Лидия Валентиновна Бардина.

Из дневника И. П. Бардина за 1951 год

16 ноября. Прибыли в Череповец. Нас встретил управляющий трестом «Череповецметаллургстрой» Д. Н. Мамлеев, директор строящегося завода С. И. Резников и другие. Сначала устроили короткое совещание в вагоне, затем поехали на завод, где собрались в кабинете директора. Здесь мы ознакомились с планом завода, состоянием строительства, а затем отправились на стройплощадку. Осмотр начали с объектов, обеспечивающих строительство. Оснащение оборудованием прекрасное, в особенности заводов по приготовлению бетона и железных конструкций.

После этого осмотрели строительство вспомогательных цехов будущего завода: кузницы, кислородного, котельно-монтажного, литейного и механического. Из них такие цеха, как механический и котельно-монтажный, уже закончены и начинают вступать в эксплуатацию, остальные заканчиваются строительством. Цеха очень хорошие, сделаны фундаментально. Из основных цехов завода быстро строится здание теплоэлектроцентрали, железные конструкции которого почти полностью смонтированы. Ведутся работы по сооружению фундаментов под котлы и турбины.

По металлургическому циклу положение такое: закладывается арматура под фундаменты доменной печи № 1 и заложена плита под первую коксовую батарею. Неясно положение с обогатительной фабрикой, так как проект ее пока не получен, а также с агломерационной установкой, которую почему-то хотят сделать обязательно железобетонной.

После осмотра заводских сооружений отправились в жилой поселок. Оказалось, что в нем имеется большое количество многоэтажных домов, произво­дящих хорошее впечатление. Отсутствует ненужная архитектурная вычурность, нелепые колонны. Жилой поселок хотя и расположен в стороне от старого Че­реповца, но все-таки близко к нему. В целом строительство Череповецкого завода производит хорошее впечатление. Чувствуется порядок и подготовленность кразвертыванию работ. Медленный ход стро­ительства объясняется недостаточным количеством рабочих — 7000 человек. Руководители строительства обвиняют в этом местные партийные и хозяйственные организации, уделяющие мало внимания стройке. Такой вывод подкрепляется тем, что строительство завода, считается второстепенным, а вся рабочая сила Вологодской области направляется на лесозаготовки. Как положительное явление надо отметить, что люди с охотой работают на строительстве.

17 ноября. Вместе с представителями завода поехал в обком партии, где состоялась беседа о строительстве завода. В меру моих сил и возможностей я постарался обрисовать важность строительства Череповецкого завода и необходимость большего внимания этой стройке как со стороны обкома, так и других организаций области.

Две недели спустя И. П. Бардин получил в подарок от строителей фотоальбом «Череповец строится». Его внимание привлекла фотография с надписью: «Закладка доменной печи № 1. Начальник Доменстроя тов. Тараман С. Ф. опускает в бетон медную трубку с памятной записью. 29 ноября 1951 года, 12 часов 00 минут». На фоне хмурого неба стоит группа людей в спецовках. Среди них С. Ф. Тараман, С. И. Резников, Д. Н. Мамлеев. Рядом бьется от ветра красный флаг. Ветер швыряет колючие иглы. А на усталых лицах промерзших людей торжественное выражение.

Наступление на главном рубеже трудового, фронта началось. На 1 января 1952 года общий объем освоенных капиталовложений составил 305 миллионов рублей.

Из воспоминаний И. П. Бардина

«Осень 1952 года использовал для поездки в малоизвестные для меня районы — Кольский полуостров, Воркуту, Череповец. Металлургический завод строился и только начинал жить. И надо было познакомиться со всем его хозяйством, рудными и угольными ресурсами, так как, нужда в металле в северо-западном крае нашей страны была несомненной. Хотелось познакомиться на месте: что строится и как ведется строительство.

Перед этим мне пришлось принимать участие в рассмотрении проекта Череповецкого завода в целом в связи с работами, проводимыми в этом районе Академией наук. Проектное задание было представлено Гипромезом в виде проекта обычного металлургического завода, без учета того, где он находится. Доменный цех Череповца должен был полностью обеспечить металлом все передельные цеха малой металлургии Ленинграда. Естественно, что при тех расстояниях, на которых находятся завод, уголь и руда, нечего и думать об экономичности чугуна. Проект пришлось переделать.

Это грандиозное предприятие можно сделать экономически выгодным, если принять производство стали в два раза больше, чем чугуна, за счет использования скрапа, который до этого вывозился на Восток и Запад. Приходилось неоднократно выступать по этому вопросу перед общественностью Ленинграда, которая в то время принимала самое живое участие в этом деле. Теперь же (в особенности со стороны техников) многие были настроены против Череповецкого завода.

Осмотр на месте показал неисчислимые рудные богатства Кольского полуострова, которые до этого были не использованы, хотя работы там не велись. Особенно привлекло прекрасное Боркутинское месторождение углей.

Череповецкий завод тоже начал строиться, мне хотелось увидеть состояние строительства этого завода».

(Запись на магнитную ленту произведена 2.10.49).

Из дневника И. П. Бардина за 1952 год

6 октября. Рано утром прибываем в Череповец. Встречает все строительное и эксплуатационное начальство. Жалуются на слабое развертывание работ. Личный осмотр подтвердил: сделано мало. Наиболее выигрышный участок — ТЭЦ. Здесь «направление главного удара». Здание вчерне закончено. Производится монтаж каркаса котла на 100 атмосфер и 170 тонн пара в час. Комплекс ТЭЦ производит мощное впечатление.

Доменная печь имеет фундамент, каркас литейного двора. Приступают к монтажу кауперов. На агломерационной фабрике произведены все работы ниже горизонта площадки. Железные конструкции имеются, скоро приступят к монтажу. На коксовых печах идет кладка боровов. Подготовлены фундаменты для углеподготовки. По углеобогатительной фабрике работы не ведутся. Чертежи только еще получены. К счастью, разрешено построить все в металле. Вообще на этом строительстве металл берет верх над железобетоном, что очень разумно. По-моему, всякое строительство на севере надо делать в металле.

Вспомогательные цеха против прошлого года не имеют ничего законченного. Нет станков, нет отопления. В литейном цехе еще много работ по подземным коммуникациям. Еле заметно работает котельный цех. Общее впечатление от осмотра этого строительства не в его пользу, так как вся площадка перекопана, канавы не спланированы, ни к одному цеху нет дороги.

(Продолжение следует)

 

НА СНИМКЕ: вагон-лаборатория АН СССР, которым пользовался академик И. П. Бардин.

Источник: Череповецкий металлург. – 1987. – 10 сентября (№ 107). – С. 3.