Ленивый субботний день. Привычным фоном бормочет телевизор. Занимаюсь домашними делами и вдруг слышу: "Покушение на Василия Васильевича Верещагина... "Прибавляю звук и не отрываюсь от экрана. Там идет очередная серия фильма "Секретная служба Его Величества ". Ив этой серии главный фигурант - наш земляк.
Секретные агенты спасают художника.
Создатели фильмов в угоду зрелищности нередко пренебрегают достоверностью. И мы, решив проверить озвученные в сериале факты, обратились за консультацией к сотрудникам Верещагинского музея.
А содержание серии было таково: Яков, отпрыск старого парикмахера Соломона Штрауха, начинающий, но весьма бойкий социал-демократ, получил в Бухаре от местного эмира секретное задание - уничтожить художника Верещагина. В свою очередь российский МИД, зная связи Василия Васильевича на Востоке, возлагает на него большие надежды.
Ведь идет война с Японией, а российское правительство исчерпало все дипломатические ресурсы для ее прекращения. В эти же дни в Москве произошло ограбление легендарного баса - Федора Шаляпина. На расследование этого дела секретная служба бросила главных героев - сыщиков Кулебяко и Извекова. В больнице умирает Соломон Штраух (отец террориста Якова), который так и не успел рассказать о готовящемся покушении на художника. Но перед смертью он передал для Кулебяко открытку с изображением Наполеона работы Верещагина. Так сыщики догадались, над кем нависла угроза. - Мне непонятно, зачем Бухаре было готовить покушение на Верещагина? - удивляется историк, архивист, основательница Музея им. Верещагина Наталья Евгеньевна Фомичева. - Бухара в это время уже давно была колонией России. Василий Васильевич бывал в тех местах в конце 1860-х годов. В статье, посвященной памяти Верещагина и написанной сразу после его смерти в 1905 году, есть запись об этом: "В 1867 году В. В. Верещагин отправился в Туркестан, где состоял при генерал-губернаторе Кауфмане, и в войне с Бухарой, при взятии Самарканда, за отличие в военном деле получил орден Святого Георгия". - Это была единственная воинская награда, которую он принял. Даже находясь на военной службе, Верещагин оговаривал два условия: не приказывать ему носить форму и не давать наград. Он был художником, - продолжает Наталья Евгеньевна. Туркестанские картины стали протестом против войны. Верещагин впервые показал, что на самом деле война - это бессмысленная кровавая бойня. - Если в основу истории с покушением легли данные факты, то это нелепо. Зачем Бухаре покушаться на художника, не имеющего политического веса? - снова удивляется Фомичева. - Тем более что после его участия в военных действиях прошло более четверти века. И самому ему было уже более 60 лет. Других версий появления такого детективного сюжета у меня нет. Обвинение в шпионаже Зато у киносценаристов другая версия была. Они представили нашего земляка главным переговорщиком по вопросам мира с Японией накануне грядущей Русско-японской войны. Так что можно было бы предположить, что бухарский эмир хотел сорвать мирные переговоры, ввергнуть Россию в очередную бойню и обессилить ее. Впрочем, эта версия тоже несостоятельна. У художника Верещагина, никак не связанного с правительственными кругами и тем паче с секретной службой, не было того политического влияния, которое бы дало возможность получить столь ответственное поручение и выполнить его. Хотя в Японии художник бывал. И не только бывал, но был выдворен из страны перед началом войны, как русский шпион. Он вернулся на родину в самом конце 1903 года. Сразу оговоримся: обвинение в шпионаже было ложным. Япония, готовившаяся к войне, боялась шпионов, и потому художнику намекнули, что его присутствие в Стране восходящего солнца нежелательно. По отзывам современников, Верещагин находил Японию очень интересной страной, а японцев - симпатичной нацией. "Это - народ-художник, - говорил он. - Наше новое направление в искусстве - японщина".
Так говорил Верещагин-художник. А как профессиональный военный, он видел, что война Японии с Россией неизбежна. Он писал по приезде на родину главнокомандующему сухопутными войсками Куропаткину, что все население Японии готовится к войне и желает ее. Верещагин умел видеть детали и делать обобщения.
Снова в Японию
По возвращении домой Верещагин хотел поработать над японскими этюдами, но началась война, и он не смог усидеть в своем Подмосковье. Поездка в Порт-Артур не входила в планы художника, но вот что сам он пишет в письмах с Дальнего Востока: "Только что воротился из Порт-Артура, и, захвативши в Мукдене свои вещи, опять туда уеду, потому что здесь, в Ляояне, действия будут еще не скоро. <...> Принимают везде прямо не по заслугам и любезно. Я, впрочем, плачу, чем могу: увидевши, что бравый командир "Ретвизана" без Георгиевского креста, потому что не получил еще его по почте, я снял с себя и навесил ему, чем морячки были очень довольны".
Так что история с покушением на знаменитого нашего земляка документально не подтверждается. Как и история с привлечением художника к секретной миссии проведения мирных переговоров. Да и вообще у Верещагина мало было общего с государственной службой как таковой и тем более с секретной службой.
- Не могли его охранять, как показано в фильме, секретные службы. Все это художественный свист, - выносит вердикт сотрудник Верещагинского музея Любовь Маликова. - Верещагин был, по сути, врагом самодержавия. Еще живя за границей, он говорил: "Любое изображение российской действительности - это покушение на самодержавие".
Но одно покушение на Верещагина все-таки было. Правда, в другое время и в другой стране. По воспоминаниям сына художника, в 1902 году в Чикаго состоялась выставка Верещагина. Это была его вторая поездка в США. И вот перед открытием выставки в его гостиничный номер вошли два товарища совершенно определенного вида: местные мафиози. "Хотите получить хорошую прессу - платите деньги", - заявили они. Но, как оказалось, не на того попали! Василий Васильевич, встав спиной к стене, принял боевую стойку и врезал одному из посетителей так, что тот опрокинулся навзничь. Второй исчез из номера настолько стремительно, как будто его ветром сдуло. Правда, после этого происшествия вышла очень плохая пресса по поводу творчества художника, но, к счастью, она же и послужила прекрасной рекламой. Американцы толпами валили на выставку, чтобы посмотреть, за что же так ругают русского художника. Кстати, рекорд Верещагина по количеству персональных выставок и посещаемости их до сих пор не побит!
Татьяна Жмайло
Источник: // Голос Череповец. – 2007. – 17 июля (№ 28). – С. 18.