Всемирно известный художник, чьи работы получили признание как в России, так и за рубежом, родился в Череповце в 1842 году. Детство будущего живописца прошло в деревне Пертовке Череповецкого уезда Новгородской губернии. Мотивы северной природы и художественные традиции русского севера нашли отражение в позднем творчестве художника. Василий с детства хорошо рисовал, но, несмотря на всеобщее восхищение его рисунками, родители – небогатые помещики – не могли представить себе, чтобы их сын стал художником. И юного Верещагина отправили учиться в Царскосельский малолетний кадетский корпус, а затем – в Морской кадетский корпус. Гардемарин Верещагин учебу, несмотря на отвращение к казенным порядкам корпуса, учился весьма прилежно и всегда был первым учеников в классе. Но тяга к рисованию не проходила, и Верещагин начал брать частные уроки живописи, а позднее, в 1858–60-х годах учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств. Вскоре после завершения учебы в Морском корпусе, в 1860 году Верещагин принял серьезное решение: вопреки уговорам родителей оставляет морскую карьеру и поступает в Академию художеств. Родители отказались помогать ему деньгами, но руководство Академии назначило стипендию 40 рублей в месяц, и Верещагин приступил к занятиям. Впрочем, через три года учеба в Академии наскучила ему. Система обучения, основанная на принципах позднего классицизма, была далека от реальной жизни и неимоверно раздражала художника. Ему хотелось рисовать с натуры, а приходилось писать абстрактные картины на античные сюжеты. И вот в 1863 году Верещагин уехал на Кавказ, где провел полтора года: путешествовал, делал наброски с натуры, изучал традиции народов Кавказа.
В 1864 году – поступил в Академию художеств в Париже, там художник проучился с перерывами три года. В 1867 году после завершения учебы Верещагин отправился в Туркестан, в действующую русскую армию. Здесь он принимал участие в военных действиях и получил Георгиевский крест за исключительную храбрость в обороне Самаркандской цитадели. В эти годы сформировалась не только манера письма молодого художника, но и его эстетическое и жизненное кредо. Как художник-баталист Верещагин посвятил жизнь изображению «ужасов войны», самых отвратительных ее сцен. Он был убежденным противником войны, и ставил перед собой задачу ее правдивого изображения. В серию картин, созданную на материале более чем трехлетнего пребывания в Туркестане, вошли картины «У крепостной стены. «Пусть войдут», «Смертельно раненый» и «Апофеоз войны» - самое известное произведение Василия Верещагина. На этом полотне изображена груда человеческих черепов, над которой кружат птицы. На раме картины есть надпись: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим». Таким образом художник выразил свое отношение к любым военным действиям. Кстати, картины Верещагина нередко сопровождались подписями и пространными комментариями, что давало повод критикам заметить, что «подписи у господина Верещагина часто бывают интереснее картин». У художника был явный литературный, или, скорее, публицистический дар. Его первое произведение «Из рассказов крестьянина-охотника» было написано еще в юности в подражание «Запискам охотника» Тургенева. Позднее Верещагин привозил из всех своих путешествий не только этюды, но рукописи. Литературное наследие Верещагина в основном представлено путевыми очерками, дневниками («Очерк путешествия в Гималаи», «На Северной Двине. Путешествие по церквям»), военными мемуарами («На войне в Азии и Европе»), а также повестями («Детство и отрочество», «Иллюстрированные биографии нескольких незамечательных русских людей»).
После возвращения из Туркестана художник некоторое время жил в Мюнхене, где работал над циклом туркестанских картин. В это же время началась его совместная жизнь с первой супругой Елизаветой Фишер. Из-за скептического отношения Верещагина к церковным обрядам брак их долгое время был гражданским, и лишь в 1883 году они, наконец, обвенчались в Вологде. В 1873 туркестанская серия была закончена, и Верещагин организовал первую персональную выставку своих работ в Лондоне. В каталоге была пометка: эти картины не продаются. Несмотря на шумный успех в Великобритании, Верещагин не собирался продавать свои картины за рубежом. И вскоре перевез полотна в Петербург, чтобы показать их соотечественникам. Выставка прошла с большим успехом, и была омрачена только негативным отзывом императора Александра II о картинах «Забытый», «Окружили – преследуют» и «У крепостной стены. Вошли!». Импульсивный художник был настолько угнетен этим откликом на свои работы, что вырезал холсты из рам, увез домой и сжег. Друзья Верещагина и поклонники его творчества, в числе которых были знаменитый критик В.В. Стасов, коллекционер П. М. Третьяков были шокированы этим поступком и очень жалели об уничтоженных полотнах. Вскоре после выставки вся коллекция туркестанских картин была куплена П. М. Третьяковым и Д. П. Боткиным за 92 тысячи рублей. Верещагин остался доволен тем, что все картины остались в России в одной коллекции. После продажи картин Верещагин с женой уехали в Индию, где пробыли до 1876 года. Результатом путешествий стал индийский цикл картин («Жемчужная мечеть» в Агре», «Воин-всадник в Джайпуре», «Гималаи вечером» и др.)
После возвращения Верещагин поселился в пригороде Парижа Мезон-Лаффите, но пробыл там недолго. В 1977 году началась русско-турецкая война, и художник отправился на Балканы, чтобы принять участие в военных действиях и создать новую серию картин о войне. В этой войне принимал участие и его младший брат – Сергей Верещагин. Он погиб, и его тело не успели вынести с поля битвы. Василий Верещагин, и сам раненый в это время, тяжело переживал смерть брата. Сложно переживала этот период вся семья Верещагиных. Родители художника почти разорились, брат-молокозаводчик Николай Верещагин терпел убытки из-за падежа скота. Да и финансовые дела Василия Верещагина были не особенно хороши. Его выставки с огромным успехом проходили во всех европейских столицах, пресса захлебывалась от хвалебных откликов. Но в России к творениям Верещагина относились гораздо прохладнее, и коллекционеры покупали их не очень охотно. Финансовое положение художника оставалось неустойчивым на протяжении всей его жизни, и очень беспокоило его. Новые картины Верещагина, написанные по впечатлениям от войны на Балканах, произвели фурор в Европе и были прохладно встречены в Петербурге, где их создателя упрекнули в отсутствии патриотизма. В балканскую серию вошли трагические полотна («Побежденные. Панихида»), героические («Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой») и сатирические (триптих «На Шипке все спокойно»). На одной из выставок Верещагин познакомился с представителями американской Ассоциации художеств, которые предложили ему провести ряд выставок в США. В 1889 году он уехал в Нью-Йорк, чтобы представить свои картины заокеанской публике. Американские партнеры обещали Верещагину большие деньги, на деле же выставки и последовавший за ним аукцион не принесли художнику ощутимой выгоды. Зато в Нью-Йорке он познакомился с молодой пианисткой Лидией Васильевной Андреевской – она приехала из Москвы чтобы заниматься музыкальным сопровождением выставок Верещагина. Мгновенно вспыхнувшее чувство не угасало, и спустя некоторое время, уже после возвращения в Россию художник подал на развод с женой и начал ухаживать за Лидией Васильевной. Развод в те времена был непростой процедурой, занявшей несколько лет, в течение которых у пары Верещагин-Андреевская родилась дочь Лидия. К этому моменту Верещагин уже продал свою мастерскую в Мезон-Лаффите, и перебрался в Подмосковье, где выстроил дом неподалеку от деревни Нижние Котлы. Здесь он занялся серией исторических полотен на тему войны 1812 года: «Наполеон I на Бородинских высотах», «Не замай – дай подойти», «На большой дороге. Отступление, бегство…» и другие. Этот цикл картин не вызвал особого ажиотажа ни у публики, ни у критиков, ни у членов царской семьи, которым Верещагин предложил купить картины. Но художника это уже мало интересовало. Всегда тщеславный, резкий, нетерпимый к любой критике, он к тому времени сильно изменился. Самым главным для него стала семья – жена и дети, самым большим горем – смерть старшей дочери Лиды.
В 1901 Василий Верещагин стал одним из номинантов первой в истории Нобелевской премии мира. В связи с этим он уехал в Осло, где устроил свою выставку. Впрочем, премия досталась не ему, а швейцарцу Анри Дюрану, инициатору создания Международного Красного Креста. В 1903 году Верещагин уехал в недолгое путешествие по Японии, результатом которого стали картины «На мосту», «Прогулка в лодке», «Японка» и другие. Но вскоре после возвращения художника в Москву начинается русско-японская война. Верещагин неожиданно принимает решение ехать на Дальний Восток к местам боевых действий. Война всю жизнь притягивала его как магнит, и в 1904 он не смог отказаться от желания вновь увидеть все своими глазами. Поездка проходила вполне удачно, о чем Верещагин сообщал в письме жене 30-го марта. А 31-го марта 1904 года броненосец «Петропавловск», на котором находился художник, подорвался на подводной мине и мгновенно затонул. Из 650-ти членов экипажа удалось спасти лишь около 60-ти. Верещагина среди них не было.
После смерти художника часть его полотен приобрел Русский музей в Петербурге. Большая часть работ уже была приобретена для галереи Третьякова в Москве. Отдельные картины оказались в музеях и частных коллекциях за рубежом. Василий Васильевич Верещагин прославил на весь мир свою страну и свою малую родину – Череповец. В родном городе через 80 лет после смерти художника в 1984 году был открыт мемориальный дом-музей Верещагиных. Именем художника названа улица, училище искусств и художественных ремесел и центральная городская библиотека Череповца. Памятник Верещагину установлен на площади Металлургов перед небольшим сквером, открывающим улицу Верещагина. {photo}20161028181616{/photo}
Источники информации:
Фото с сайта: cultinfo.ru