Пименов Валерий Васильевич

alt=Валерий Пименов родился в 1920 г. в Череповце в семье рабочего. После окончания средней школы в 1936 г. он переехал в Ленинград, где начал работать на заводе полиграфических машин. В это же время стал заниматься в художественной студии при Дворце культуры имени С. М. Кирова, руководили которой замечательные мастера — И. И. Бродский и М. С. Копейкин. Еще во время учебы в студии Пименов демонстрировал свои работы на художественных выставках, и две из них — «Встреча танкистов» и «Подвиг героя» — экспонировались на Всесоюзной выставке «Оборона СССР» (1940). В 1941 г., окончив подготовительные классы, Пименов стал студентом ленинградского Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. В конце 1942 г. вместе с институтом он был эвакуирован в Самарканд, затем переведен в Загорск.

В период Великой Отечественной войны работал в оборонно-плакатной бригаде по заданию Западного фронта и в «Окнах ТАСС» г. Москвы. Занятия в институте возобновились лишь после войны, где его учителями стали И. Э. Грабарь и В. М. Орешников. В 1949 г. Валерий Пименов окончил институтский курс дипломной работой «В ставке Верховного Главнокомандования» и продолжил учебу уже в аспирантуре. За картину «Ленинское слово» молодому художнику была присуждена ученая степень кандидата искусствоведения (1955). В 1957 г. он пишет картину «Рабочий контроль. 1917 год», а в 1963—1965 гг. работает над композицией «Ленинцы».

Уже с первых шагов в искусстве все отмечали замечательные успехи Пименова в живописи, рисунке и особенно в композиции. Поэтому он увлеченно работает над историческими картинами, среди которых «Перед штурмом» (1965), «Бессонные ночи Октября» и другие, экспонировавшиеся на крупнейших выставках в Москве и Ленинграде. На начальном этапе творчества Валерия Пименова прослеживается внутренняя связь его художественного языка с традициями отечественной школы живописи 1940—1950-х гг., опирающимися на достижения русского реализма.

Конец 1960-х гг. для В. Пименова стал новым этапом, когда начало раскрываться истинное дарование его как яркого живописца, мастера пейзажа и портрета. Развитию его живописного дарования, без сомнения, способствовали многочисленные поездки по стране. Он побывал на Севере и в Средней Азии, увлеченно работая над этюдным материалом. Особенно плодотворны были поездки художника в Среднюю Азию. Яркое солнце, непривычный для северянина колорит, своеобразная архитектура, красочность национальных одежд — все привлекает здесь художника. По итогам поездок были созданы картины «Шахи-Зинда», «Ургут», «Старый Самарканд» и др. В эти же годы посетил Румынию, Болгарию, Чехословакию. Особенно плодотворной стала поездка в 1965 г. на Кубу. В этюдах, привезенных с «острова свободы», доминировали пейзажи с мотивами Карибского моря, белоснежных набережных Гаваны, крестьянских хижин и дорог, уходящих вглубь плантаций сахарного тростника.

Неудивительно, что для Пименова-живописца особым событием стала поездка в Италию в 1966 г. Как многие русские мастера, посещавшие эту страну, Пименов открывает для себя красоту природы Италии. Посвящая свои пейзажи малым и большим итальянским городам и селениям, он не боится чистых незамутненных тонов, контрастных цветовых сочетаний. Этот живой материал, не связанный с привычной живописной традицией, утвердил позиции автора и открыл новые горизонты его творчества. Характерно, что в его многочисленных пейзажах почти никогда не встречаются изображения знаменитых руин и памятников. Художника привлекает неповторимость каждого городка Италии. Об этом убедительно свидетельствует серия венецианских пейзажей («Большой канал», «Мост в Венеции», «Красный дом» и др.).

Следующие три года (1968—1970) Пименов проводит в Камбодже, куда был командирован Министерством культуры СССР в качестве профессора Королевского университета искусств. Здесь он увлеченно работает не только как педагог, но и как художник-пейзажист. Среди камбоджийских пейзажей особенно выделяются циклы, посвященные древним памятникам культуры кхмеров и современной жизни страны. На берегах Меконга и Босака Пименов пишет рыбацкие дома на высоких сваях, плавучие поселения на воде. Своеобразию быта и природы этой страны художник посвящает картину «Вьетнамские рыбаки» (1969). По впечатлениям пребывания в Пномпене им был написан и один из лучших портретов этого периода «Портрет индийской учительницы» (1969).

В 1970-е гг. продолжаются поездки по Европе. Он посещает Францию, Германию, Венгрию, Голландию, путешествует по родной стране. В эти годы появляются произведения художника, посвященные Ленинграду. Среди них пейзажные мотивы с известными памятниками архитектуры и портреты деятелей культуры (О. Ф. Берггольц, В. И. Стржельчика, И. П. Владимирова). В 1971 г. достижения В. Пименова были высоко оценены, ему было присвоено звание заслуженного художника РСФСР, а в 1994 г. — народного художника России. Начиная с 1950-го Валерий Васильевич Пименов преподавал в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, где с 1971 года занимал должность профессора кафедры живописи и композиции.

Валерий Пименов часто бывал в Череповце. Здесь в Череповецком музейном объединении устраивалась не одна персональная выставка мастера, достойно представлено его творчество в музейных коллекциях города.

Валерий Васильевич умер 28 февраля в 2008 года в Санкт-Петербурге. Похоронен в Санкт-Петербурге на Васильевском острове (Смоленское кладбище). Произведения художника находятся в Русском музее в Петербурге, в музеях и частных собраниях России, Франции, Италии, Кубы, Вьетнама, Камбоджи и других стран. {photo}20161203171859{/photo}

Источники информации:

Фото с сайта: vologda-oblast.ru, mispxx-xxi.ru, leningradart.com