Транспортной милиции – 70 лет

70 лет прошло с тех пор, как в феврале 1919 года Я. М. Свердловым было подписано постановление ВЦИК «Об организации железнодорожной милиции и железнодорожной охраны». В нем подчеркивалось, что она создается в целях поддержания революционного порядка и единства управления на всех железных дорогах Советской республики. С той поры эти задачи являются главными для транспортной милиции.

Свою работу начальник Череповецкого отделения транспортной милиции Н. А. Нестерович условно разделил на две части: работа на пассажирских поездах и станциях и работа по охране грузов. Для того чтобы эффективно охранять грузы, на станции Кошта оборудован заслон. Его начальник — капитан милиции А. А. Маслов кратко рассказал мне о том, как организована работа.

— Такие заслоны, - сказал он, — организованы сейчас на всех дорогах. Они служат для того, чтобы как можно больше сузить поиск в случае обнаружения пропажи из вагона или контейнера.

Что самое интересное, злоумышленники проникают именно в те вагоны, где находятся наиболее дефицитные вещи. Еще ни разу никто из них не ошибся и не вскрыл соседний вагон. А ведь посторонние не знают, что в каком вагоне находится. Это наводит на мысль, что главными действующими лицами, или, по крайней мере, наводчиками в этих «операциях», являются железнодорожники. Кстати, это подтверждает и статистика. Приблизительно в 50 процентах всех таких краж замешаны работники железнодорожного транспорта.

Добавляют хлопот и несовершеннолетние злоумышленники. Они через люки проникают в транзитные контейнеры и похищают импортные вещи.

Можно долго говорить о том, что и как похищают из вагонов и контейнеров, но важнее, думаю, назвать главную причину краж на транспорте: халатность железнодорожников, нарушение правил перевозки грузов. Отсюда и идут все беды.

Труднее работать с людьми. Сотрудники транспортной милиции сопровождают все поезда, дежурят на станции.

— А мы их не видим, — могут возразить некоторые читатели.

Признаюсь, и я задал Н. А. Нестеровичу этот же вопрос.

— А мы, — ответил Николай Александрович, — чаще работаем в штатском. Меньше внимания привлекаем, больше видим.

В отделении сейчас работает много молодых ребят, с некоторыми из них я встретился и задал один и тот же вопрос:

— Почему выбрали транспортную милицию, что привлекает в работе?

Большинство из них просто пожали плечами:

— Работа привлекает, интересно.

Ну, а если серьезно, многие из них прошли хорошую школу за время службы в армии, на выбор других повлияли друзья, родные. Так, оперуполномоченный ВХССА. Пинаевский еще в юности имел представление о работе транспортной милиции, помогал сотрудникам в работе. Оперуполномоченный уголовного розыска Н. Соколов пошел по пути отца-железнодорожника, а следователя В. Карнонова привлекает возможность работы с людьми.

У транспортной милиции много проблем. Основная — недостаток современной качественной техники. Будь она, убеждены сотрудники отделения, — работа была бы более эффективной.

— И все же, — сказал мне на прощание начальник отделения Н. А. Нестерович, — главное в нашей работе — это наши кадры. А они у нас хоть и молодые, но боевые. Недостаток опыта они компенсируют огромным желанием работать. И это — радует.

А. Манухин.

 

Источник:  Манухин, А. Транспортной милиции – 70 лет / А. Манухин // Коммунист. – 1989. - 19 февраля (№ 36). – С. 4.