Череповецкий аэродром

Решение о строительстве аэродрома Череповец было принято в 1932 г. в связи с планировавшимся открытием авиалинии Ленинград-Череповец. Аэродром построили в 3 км от города вблизи деревни Матурино. 10 августа 1934 г. на нем совершил посадку первый самолет. В 1934 г. открылись внутренние авиалинии, связавшие Череповец с Белозерском, Шолой, Кирилловым и некоторыми другими населенными пунктами. Авиарейсами доставляли в основном почту и разные грузы. Авиация использовалась также для нужд сельского и лесного хозяйства, патрулирования лесов, доставки врачей и медикаментов с целью оказания скорой медицинской помощи. В 1940 г. в Череповце был создан учебно-тренировочный отряд с базированием 112-й учебной эскадрильи, который работал до августа 1941 г. За годы войны на фронт ушли более тридцати работников Череповецкого аэродрома. В 1941 г. формируется Череповецкий авиаузел. Он включал аэродромы вблизи Череповца - в Матурино, Ирдоматке, Жидихово, Ботово. В июле 1941 г. в Череповце началась организация учебно-тренировочного Центра при ВВС Ленинградского фронта. В Центре проводилось обучение и переобучение летчиков управлению новыми типами советских самолетов и самолетов, поставляемых из США и Великобритании. Через Череповецкий авиаузел было перебазировано несколько десятков авиаполков. Так, с 22 сентября 1941-го по январь 1943 г. осваивали новую технику летчики 34-го гвардейского ордена Красного Знамени Тихвинского бомбардировочного авиаполка. Аэродром в Матурино был местом дислокации 740 истребительного авиаполка (ИАП) 148-й истребительной авиационной дивизии (ИАД) ПВО, охранявшего Северную железную дорогу и другие объекты Вологодской области, имевшие военное и экономическое значение. Политрук эскадрильи А. Н. Годовиков в воздушном бою 7 февр. 1942 г., израсходовав боезапас, тараном сбил самолет противника. Сам при этом погиб. Посмертно летчику было присвоено звание Героя Советского Союза. На аэродроме базировались 283-й ИАП 148-й ИАД ПВО, который прикрывал районы Кадуя, Череповца, Шексны, Вологды; запасной авиаполк Балтийского флота; 39-я отдельная бомбардировочная эскадрилья. По решению Государственного комитета обороны, ежедневно с Череповецкого аэродрома отправлялись в осажденный Ленинград 17 самолетов ТБ-3 с грузами. Здесь находился 78-й батальон аэродромного обслуживания (БАО). Осенью 1941 г. в Череповце организовали 42-ю авиамастерскую, ремонтировавшую самолеты, прибывавшие с Ленинградского и Волховского фронтов. «Отремонтированные самолеты перевозили по понтонному мосту на аэродром в Матурино для испытания. После испытания самолеты отгоняли на базовые аэродромы фронтовые летчики». 78-й БАО и 42-я авиамастерская находились в Череповце до весны 1945 г. На аэродроме в Матурино также формировались авиационные подразделения для фронта. После войны в Череповце располагалась Московская авиационная группа особого назначения (МАГОН), она обслуживала полярные экспедиции. Была организована учебно-тренировочная школа для полярных летчиков. Аэродром использовался для промежуточных посадок самолетов полярной авиации, следовавших на дрейфующие полярные станции районов Крайнего Севера, а также для полетов самолетов Гражданского воздушного флота. В это время принимается решение о строительстве нового здания аэропорта и взлетно-посадочной полосы. В апреле 1960 г. был создан аэропорт Череповец 3-го класса, который относился к территориальному Северному Управлению ГУ ГВФ. Из аэропорта выполнялись полеты в Москву, Ленинград, Петрозаводск, Калинин, Рыбинск, Ярославль, а также полеты по Вологодской области. В 1970 г. было принято решение о строительстве нового аэропорта в 22 км от города рядом с деревней Ботово. Новый аэропорт был введен в строй в 1981 г., регулярные полеты стали осуществляться с 1982 г. В кризисные 1990-е гг. предприятие было поддержано Череповецким металлургическим комбинатом. В 1991 г. оно стало структурным подразделением комбината. В это время начали приобретаться современные воздушные суда. С 1998 г. регулярно увеличивались объемы и расширялась география пассажирских перевозок. Выполнялись также чартерные рейсы в города Европы. В 1999 г. началась реконструкция и модернизация инфраструктуры аэропорта. В 2002 г. аэропорт Череповец был выведен из структуры компании «Северсталь» в самостоятельное предприятие ООО «Авиапредприятие «Северсталь» (дочернее предприятие ОАО «Северсталь»). Аэропорт получил сертификат эксплуатанта № 251 и сертификат МАК № 096 А-М (межгосударственного авиационного комитета) на соответствие аэропорта сертификационным требованиям для международных полетов. В 2005 г. была закончена реконструкция комплекса аэропорта, построено новое здание аэровокзала с внутренним и международным секторами; проведено оснащение современным техническим оборудованием. Это позволило обслуживать пассажиров и грузоперевозки в соответствии с российскими и международными стандартами. В 2006 г. авиапредприятие получило сертификат на выполнение международных воздушных перевозок. 30 сентября 2011 г. вышло распоряжение правительства об открытии аэропорта города Череповца для международных полетов. В настоящее время авиапредприятие «Северсталь» динамично развивается. Ежегодно увеличивается пассажиропоток. Так, в 2012 г. число перевезенных пассажиров составило 64 тысячи человек, а в 2019 г. - 305 тысяч человек. Пассажирские перевозки, как регулярные, так и чартерные, осуществляются по России, странам СНГ и Европы с использованием современных воздушных судов.

 

Источники информации: