В 1956 г. наш город пополнился новым сооружением для лучшего обслуживания трудящихся — была построена первая очередь Череповецкого трамвая. Пуск в эксплуатацию этого дешевого и удобного вида городского транспорта положил конец той толкучке, которую испытывали строители и металлурги, направляясь на работу и обратно домой.
К строительству трамвая приступили в 1955 году. Основные работы по сооружению этого важного объекта поручили вести Ленинградскому управлению треста «Трансводстрой». Предстояло решить сложную и серьезную задачу.
Для строительства трамвайных путей необходимо было разработать и перевезти более двадцати тысяч кубометров грунта, спланировать пятьдесят тысяч квадратных метров выемок и насыпей, завезти более пятнадцати тысяч кубометров песка. Следовало уложить шесть километров дренажа, а также построить семь с половиной километров трамвайных путей.
Все эти трудоемкие работы, исчисляемые в миллионах рублей, которые в основном легли на плечи тружеников-строителей Первого Ленинградского участка. Надо сказать, что выполнение этих работ давалось нелегко, приходилось преодолеть очень
много трудностей и препятствий. Строительство трамвая часто не обеспечивали шпалами, транспортом, задерживали доставку бетона, сборного железобетона.
К тому же многие рабочие и инженерно-технический персонал впервые принимали участие в таком специализированном строительстве. Однако коллектив с помощью строительных и монтажных организаций, а также широкой общественности с честью выполнил свой долг. На строительстве трамвайных путей почти год было занято 7—9 бригад, в которых насчитывалось до 180 строителей. Им приходилось работать с большим напряжением в трескучие морозы и сильные метели, в знойный жар и во время проливных дождей.
Передовая бригада, руководимая молодым рабочим Петром Семенюк, уложила более шести километров путей. Сам бригадир и его рабочие хорошо овладели специальностью путейца и систематически выполняли нормы вы работки от 130 до 150 процентов с хорошим качеством работ.
Бригадир комсомольско-молодежной бригады Зинаида Яблокова, умело расставив людей, добилась высокой производительности труда. Хорошо поработали В. Иванов, К. Макаров, И. Крутиков, А. Конева, С. Смирнова и многие другие. Недавно выдвинутый из среды рабочих в бригадиры тов. Путенин быстро овладел специальностью железнодорожника. Он со своей бригадой в короткий срок произвел обкат пяти километров послеосадочного ремонта путей.
Надо отдать должное и мастерам товарищам Королькову, Семину, которые разумно использовали рабочую силу, хорошо завершили отделку и подготовку пути к сдаче в эксплуатацию.
Комитет комсомола строительства и горком комсомола не остался в стороне, организовав несколько воскресников.
После того, как строители закончили прокладку трамвайных путей, следом за ними коллективу Череповецкого монтажного управления треста «Севзапэлектромонтаж» было поручено произвести монтаж и сдать в эксплуатацию трамвай в Череповце. В течение одного квартала необходимо было смонтировать преобразовательную тяговую подстанцию, фидерную подстанцию жилрайона, смонтировать питающий кабель от ТЭЦ до фидерной подстанции и от фидерной подстанции до преобразовательной тяговой подстанции. Для успешного выполнения задания в установленный срок коллективом был, составлен проект организации работ, монтаж был проведен индустриальным методом из укрупненных блоков и узлов. Транспортировка укрупненных блоков и узлов производилась на специально сконструированной тележке. Впервые в монтажной практике монтаж внешней кабельной сети проведен индустриальным методом. Для монтажа контактной сети изготовлены специальные вышки, а имеющаяся автовышка была переделана для передвижения по рельсам. Произведена комплектация оборудования и материалов при заготовительном участке. В результате проведенных рганизационно-технических мероприятий монтаж преобразовательной подстанции выполнен зa один месяц и 20 дней. Монтаж контактной сети выполнен за 1 месяц и 10 дней. Монтаж внешней кабельной сети за 2 месяца. 20 августа было подано напряжение на преобразовательную подстанцию. Объем выполненных работ характеризуется следующими показателями. Уложено кабеля, внешней кабельной сети 6,2 километра и на подстанциях 2,5 километра. Смонтировано сборных распределительных устройств 26 камер, щитов разных — 25, ртутных выпрямителей — 2. На монтаже объектов трамвая особо отличилась комплексная бригада Н. Колодина, выполнявшая задания на монтаже преобразовательной подстанции на 160 процентов. Бригада В. Ерофеева выполнила задание на монтаже контактной сети на 170 процентов. Бригада С. Смирнова, производившая прокладку кабеля ТЭЦ—Фидерная, выполняла задания на 21 0 процентов.
Протяженность трамвайной линии первой очереди: "Проходная завода— Красноармейская улица" составила 3,2 километра. Здесь должно было курсировать восемь трамвайных вагонов. Из них четыре вагона в отдельности и остальные по два вагона в сцепе. На строительстве трамвая было разработано и перевезено более двадцати тысяч кубометров грунта, завезено 15 тысяч кубометров песка, спланировано выемок и насыпей 50 тысяч квадратных метров. Замощено между путей брусчаткой 1800 квадратных метров, замощено булыжником 2600 квадратных метров. Уложено асфальта на посадочных площадках 6200 квадратных метров, сделано бетонного бордюра 1600 погонных метров.
Строителями подготовлено траншеи для прокладки кабеля 3400 погонных метров. Отрыто 520 котлованов под фундаменты опор и установлено 112 металлических опор. Электриками смонтировано на строительстве трамвая контактной сети 6,4 километра, осветительной линии 3,2 километра. Уложено различного кабеля 3,2 километра.
...19 октября площадь у заводских ворот представляла необычную картину. Выстроившись друг за другом, трамвайные вагоны были украшены флажками, гирляндами из зелени и портретами Маркса, Энгельса, Ленина. Над диспетчерской большой портрет В. И. Ленина, здесь же сооружена своеобразная трибуна. из двух спаренных автомашин. По трибуне протянут большой лозунг: «Привет строителям трамвая!» После того, как известил заводской гудок об окончании рабочего дня, на площадь стали собираться строители и металлурги, чтобы отметить свою очередную трудовую победу —- пуск трамвая.
У микрофона секретарь Череповецкого горкома партии тов. Рудаков. Он горячо поздравил всех присутствующих на митинге с очередной трудовой победой. Тов. Рудаков отметил особые усилия коллектива Лентрансводстроя и Севзапэлектромонтажа.
Далее слово берет главный инженер треста «Череповецметаллургстрой» т. Лаевский. Он также приветствовал всех трудящихся с пуском трамвая. — Мы, строители, вместе с металлургами,— говорит в заключение тов. Лаевский, — будем и впредь активно участвовать в благоустройстве нашего родного города.
На трибуне прораб Трансводстроя тов. Красильников. Он рассказывает о том, какой большой объем работ был выполнен строителями. В заключение выступила кондуктор трамвая т. Шабарова. Митинг окончен. Секретарь горкома партии тов. Рудаков направляется к трамвайным вагонам и под звуки оркестра и аплодисменты перерезает шелковую ленту. Путь для трамвая открыт, вагоны быстро наполняются людьми, раздаются сигнальные звонки трамвая, и первый поезд направляется в рейс.
Первый вагон череповецкого трамвая выпало вести вагоновожатому Клаве Кондаковой и кондуктору Марии Кренделевой. Следом за ним направился комфортабельный вагон, который вели А. Белуничева, Г. Петрова. До поздней ночи на трамвайной линии царило праздничное оживление. Тысячи людей в этот вечер были перевезены на трамвае. Работники трамвая успешно справились со своими обязанностями.