Ворота города

К 140-летию Северной железной дороги

Город Череповец - крупный индустриальный центр Вологодской области и большой железнодорожный узел, расположенный на стыке Северной и Октябрьской магистралей. Три года назад череповецкие железнодорожники отметили столетие родного вокзала. Давно это было В 1905 году благодаря хлопотам местного купечества через Череповец прошла железная дорога Вологда - Санкт-Петербург. С того времени и ведет свою историю череповецкий вокзал. Тогда в городе проживало всего 10 тысяч человек. В Череповце располагалось большое количество мастерских, магазинов, пекарен, чайных, трактиров, 11 церквей. Выходили даже две газеты – «Голос Череповца» и «Новгородский Север». Блага цивилизации в здании для пассажиров появились значительно позже. Например, электричество провели лишь в 1922 году. Причем свет давали только в вечернее время до полуночи. За 100 лет население Череповца увеличилось более чем в 30 раз. Это обстоятельство, а также удобное географическое положение (620 км до Москвы и 475 км. до Санкт-Петербурга) привело к тому, что добротный, но небольшой вокзал (проектная вместимость - 497 человек) перестал справляться с возросшими нагрузками. Поэтому еще в середине 50-х годов прошлого века неподалеку, через улицу, возвели двухэтажное здание, на первом этаже которого разместились билетные кассы и справочное бюро. На втором - служебные кабинеты сотрудников дирекции по обслуживанию пассажиров. В 1998 году здание вокзала капитально отремонтировали: усилили фундамент, перепланировали помещения, заменили внутренние инженерные и частично наружные сети, кровлю, междуэтажные и чердачные перекрытия. Сейчас здесь располагаются два зала ожидания, медпункт, кафетерий, линейное отделение транспортной милиции. Туалет, как в былые времена, находится в отдельно стоящем здании. Не нашлось места на вокзале и сервис-центру - его пришлось разместить на первом этаже жилого дома, в стороне от основного здания.

Новый вокзал

С 2000 года в Череповце идет возведение пристройки к основному вокзалу, которая представляет собой 53-метровое здание с трехэтажной средней частью. Из-за ежегодного недофинансирования стройка затянулась на годы. На работы уже потрачено 46 миллионов рублей.

Новое здание практически готово. Оно отапливается, снабжается электроэнергией, в нем действуют канализация и система вентиляции, пожарной сигнализации, спецсвязи. Установлены перегородки, двери, сантехника, даже фасад уже покрашен. Осталось закончить внутренние отделочные работы и благоустроить привокзальную территорию (вокзал расположен в одном из центральных районов города - Индустриальном).

В начале года мэр Череповца Олег Кувшинников сообщил журналистам, что город готов взять на себя благоустройство привокзальной площади при условии, что железнодорожники достроят вокзал.

И вот свежая информация: руководство компании ОАО "РЖД" приняло решение о выделении 18,8 млн. рублей на завершение строительства нового вокзала в Череповце. Планируется, что вокзал будет сдан в эксплуатацию в начале августа, к Дню железнодорожника.

На первом этаже нового вокзала разместятся билетные кассы, справочное бюро и ресторан, на втором и третьем - комнаты отдыха, комната матери и ребенка, зал ожидания, подсобные помещения, в подвальном помещении - багажное отделение и туалеты.

Семейная профессия

Среди работников вокзала примерно треть - представители рабочих династий, общий трудовой стаж которых исчисляется сотнями лет. Наиболее многочисленны династии Ефимовых, Бабиченко, Швецовых, Добряковых-Загладкиных-Филлиповых, Тихомировых-Павловых-Кругловых. Продолжатель железнодорожной династии и начальник вокзала Анатолий Охоткин. Трудиться на стальной магистрали начал еще его дед, Иван Охоткин, поступивший работать на станцию Нефедове (Грязовецкий район Вологодской области) путевым обходчиком. Сначала дежурным по станции, потом начальником трудился отец - Павлиний Охоткин, посвятивший железнодорожному транспорту 35 лет жизни. Билетным кассиром на станции Нефедово работала мать - Мария Охоткина.

Сам Анатолий Охоткин начинал со стрелочника, а после окончания института попал по распределению в Череповец, где и трудится вот уже около трех десятков лет.

- С вводом в эксплуатацию нового здания планируется также капитально отремонтировать и перрон, - рассказывает Анатолий Павлинович. - Мы ждем этого с нетерпением, так как намерены установить там раритет, который пока хранится в моем кабинете. Это столетний станционный колокол, который звучал на вокзале в 1905 году при каждом прибытии и отправлении поезда.

Сегодня череповецкий вокзал относится к вокзалам 1 класса. Он принимает составы, идущие в направлении Москвы, Вологды, Санкт-Петербурга, Архангельска, Котласа, Воркуты, а также в Уральский регион и Казахстан. Летом через него проходят 13 пар пассажирских и 9 пар пригородных поездов. В прошлом году череповецкий вокзал отправил в дальнюю и ближнюю дорогу более миллиона пассажиров.

Марина Медяник

На карте