Василий Михайлович Звонцов родился 13 апреля 1917 года в деревне Вахонькино Кадуйского района Вологодской губернии в семье сельских учителей. Его отец играл на скрипке, рисовал, в доме была хорошая библиотека. В 1924 семья переехала в Череповец, чтобы дать детям хорошее образование. Здесь будущий художник начал систематические занятия рисованием под руководством Ангелины Анатольевны Алексеевой, выпускницы ВХУТЕИНа. В 1935 семья переехала в Ленинград, и Василий поступил в Ленинградское художественное училище (сейчас – имени Серова). Из преподавателей наибольшее влияние на Звонцова оказала А. А. Громов – рисовальщик и офортист. Под его влиянием Звонцов решил заняться офортом1. В 1939 Василий Звонцов стал студентом Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Но осенью его призвали на военную службу.
Когда срок службы подходил к концу, началась Великая отечественная война. В годы войны Василий Звонцов служил в пехоте, сначала был командиром взвода, а к концу войны старшим помощником начальника оперативного штаба армии. Победу встретил в Берлине в звании подполковника, будучи уже кавалером пяти боевых орденов.
В 1946 году Звонцов был восстановлен в институте им. Репина на факультете живописи, а в 1948 перешел на вновь открывшийся графический факультет. Во время войны Звонцов мало рисовал, да и те немногочисленные наброски погибли во время артобстрела в 1944 году. К изображению событий Великой отечественной войны Василий Звонцов обратился позднее – серия эстампов «По дорогам войны» стала его дипломной работой в институте в 1952 году. Другой работой, посвященной военному времени стал триптих 1958 года «На старых окопах».
В 1952 году Василий Звонцов стал членом союза художников СССР. В течение 18 лет, начиная с 1953 года, Василий Михайлович преподавал на факультете графики Института имени Репина. С 1956 года его творческая судьба тесно связана с музеем-заповедником Пушкина в Михайловском. Здесь Василий Звонцов проработал около тридцати лет: привозил на практику своих студентов, создал иллюстрации для пушкинских «Стихов, написанных в Михайловском», сборника «Под вашу сень, Михайловские рощи» (совместно с художником В. Смирновым). Первая персональная выставка художника открылась здесь же, в Тригорском, в 1962 году. В 1970 Звонцов стал главным редактором ленинградского издательства «Аврора», где проработал четыре года. Он проиллюстрировал более двух десятков изданий, в том числе все издания рассказов своего друга Семена Гейченко и последнюю книгу стихов М. А. Дудина «Дорогой крови по дороге к Богу».
Василий Звонцов работал в технике офорта, которую знал досконально. Он владел всеми известными манерами этой графической техники, в том числе редкими и почти забытыми. Предпочитал классический офорт и гравирование сухой иглой. В этих техниках Звонцовым выполнены многочисленные серии пейзажей, посвященные пушкинским местам, в частности Пушкинскому заповеднику в Михайловском. Василием Михайловичем был создан учебник «Офорт» (в соавторстве с В. И. Шистко), а также книга «Основы понимания графики», ряд статей об этом виде изобразительного искусства и о выдающихся современных графиках. Заслуги В. М. Звонцова были отмечены присвоением ему звания заслуженного художника РСФСР в 1978 г. и затем народного художника РСФСР в 1983 г. Василий Михайлович был членом правления Союза художников СССР, Союза художников РСФСР. В 1981-м году стал секретарем правления Союза художников РСФСР.
Выдающийся советский график Василий Звонцов участвовал в международных выставках в Польше, Болгарии, Финляндии. Его персональные выставки проходили в Ленинграде, а также в Пушкинском музее-заповеднике. Василий Михайлович Звонцов умер в Санкт-Петербурге в 1994-м году в возрасте 77 лет. Работы художника находятся в музейных и частных коллекциях России и за рубежом.
1 - Офорт (от франц. eau-forte — азотная кислота), вид гравюры на металле, в котором углублённые элементы печатной формы создаются путём травления металла кислотами. {photo}20161109145212{/photo}
Источники информации:
Фото с сайта: vologda-oblast.ru