Нина Васильевна Соколова - первая в истории женщина - тяжелый водолаз

Нина Васильевна Соколова, урожденная Пименова (27 ноября (10 декабря по новому стилю) 1912 – 17.12.2001) – первая в истории женщина – тяжелый водолаз, инженер-полковник ВМФ; предложила идею и руководила проектом прокладки по дну Ладожского озера бензопровода для снабжения блокадного Ленинграда горючим.

Родилась в Череповце в многодетной семье. Родители, Василий Андреевич и Анфиса Михайловна Пименовы, были крестьянами. Училась в череповецкой школе № 1 имени М. Горького. После переезда семьи в п. Доможирово Ленинградской области в связи с назначением отца на должность директора леспромхоза девушка, чтобы завершить обучение, осталась одна в Череповце. Позднее, вспоминая детство и юность, Н. В. Соколова отмечала, что эти годы были лучшими в ее жизни. В 2019 г. на здании школы установили мемориальную доскув память о легендарной выпускнице, а ее имя было занесено в Книгу Почетагорода. 24 февраля 2021 г. депутаты Череповецкой городской Думы приняли решение о присвоении имени Н. В. Соколовой строящейся набережной р. Шексны.

В 1929 г. Нина окончила школу и уехала в Ленинград, где вначале занималась уборкой квартир, затем работала фасовщицей на 2-ом Ленинградском Госхимфармзаводе. В 1931 г. поступила в Ленинградский институт инженеров водного транспорта на отделение морских искусственных сооружений гидротехнического факультета, причем, была единственной девушкой на курсе. В 1933 г. вышла замуж за Георгия Федосеевича Соколова. В 1936 г., защитив на отлично диплом по теме «Проект развития Ленинградскогопорта с детальной разработкой района хлебных грузов», получила диплом инженера-гидротехника по морским сооружениям. В том же году стала работать инженером-гидротехником проектно-изыскательского бюро «Севзапстройвод». В ноябре 1937 г. ее перевели в ГлавноеУправление ЭПРОНа (Экспедиции подводных работ особого назначения; с октября 1941 г. преобразована в Аварийно-спасательную службу). 15 декабря 1938 г. началась военная служба Н. В. Соколовой на должности инженера-гидротехника 1-го отдела штаба Главного Управления ЭПРОНа. В 1939 г. ей присвоили звание военного инженера 3-го ранга. Одним из первых заданий Н. В. Соколовой было возведение волноотбойных стенок и донных волноломов в районе г. Сочи, где шло строительство порта. Для этого требовалось погружение подводу. Поскольку в то время не предусматривалась работа женщин водолазами, начальство обратилось с просьбой разрешить молодому инженеру обучение водолазному делу к самому Председателю Президиума Верховного Совета СССР М. И. Калинину. Разрешение было получено. Н. В. Соколова прослушала курс водолазного дела и совершила практические спуски, получив право совершать «подводные спуски до 10 м. глубины для обследовательских работ». Однако возникла проблема с экипировкой. Хрупкой женщине с ростом 157 см и весом 50кг не подходило мужское «снаряжение» – костюм для нее пришлось изготавливать по специальному заказу. Снаряжение было тяжелым, порядка 80 кг – один только шлем весил 12 кг, а водолазные ботинки – 24 кг. В 1939 г. Н. В. Соколова участвовала в строительстве нефтепровода с острова Сахалина на материк. В 1940 г. была направлена на Баренцево море, где ее отряд сооружал причалы для быстрой погрузки десанта.

Во время блокады Ленинграда водолазы 27-го отряда Аварийно-спасательной службы под руководством Н. В. Соколовой спасали автомобили, провалившиеся в полыньи на «Дороге жизни» на Ладожском озере; поднимали продовольствие с затонувших на Ладоге барж; проводили ремонтные работы на объектах и сооружениях, поврежденных авиацией противника; доставляли боеприпасы, оружие и продовольствие; обеспечивали прокладку по дну Невы трассы для буксировки под водой танков и артиллерии. Когда осенью 1941 г. в блокированном немцами Ленинграде заканчивались запасы топлива, водолазы сооружали спуски (слипы) в воду цистерн с горючим с железнодорожных путей на понтоны и подъемы для цистерн, где емкости ставились на колесные тележки и по железной дороги направлялись в город. В это время Ленинград оказался без связи с Москвой, а командование Ленинградского фронта – с Генштабом Красной Армии, так как противник уничтожил все линии телефонной и телеграфной связи, радиосвязь же из-за малого количества радиостанций использовалась ограниченно. Отряду Н. В. Соколовой поручили проложить по дну Ладожского озера телефонный кабель для восстановления телефонной коммуникации. Прежде, чем водолазы начали прокладку кабеля, Н. В. Соколова сама прошла по дну, выбирая место его прокладки. Всего за десять дней было уложено 45 км особо прочного бронированного кабеля. 30 октября 1941 г. связь была восстановлена.

Зимой 1942 г. в Ленинграде вновь возникла острая нехватка топлива. Без горючего промышленные предприятия города, работавшие на оборону, и военная техника остановились бы. Н. В. Соколова предложила проложить бензопровод по дну Ладожского озера. Идея молодого военного инженера был одобрена Государственным Комитетом Обороны. Проект бензопровода подготовили в сжатые сроки. Таких бензопроводов – общей длиной 35 км (из них 27 км под водой) в стране еще не сооружали. Строительство осложнялось близостью линии фронта и налетаминемецкой авиации. На него отводилось всего 50 дней (!). В очередной раз Н. В. Соколова проявила себя не только как грамотный инженер-гидротехник, но и хороший организатор и руководитель. Самую сложную и важную задачу по обследованию дна она взяла на себя.В ходе работ возникали различного рода технические задачи, которые ей удавалось блестяще решать. По окончании прокладки водолазы во главе с Н. В. Соколовой еще раз обследовали озерную часть бензопровода, а также закрепили трубы с помощью грузов через каждые 50 – 100 м. 19 июня 1942 г. правительственная комиссия подписала акт приемки бензопровода, дав отличную оценку проведенным работам. Немцы так и не узнали об уникальной операции – ни в одном документе военной разведки бензопровод не упоминался. За 41 день (!), только в ночное время, под бомбардировками и артобстрелами противника был построен уникальный сварной бензопровод. Он успешно проработал 20 месяцев, ежедневно поставляя в Ленинград под носом у немцев 400-420 т горючего (керосина, дизтоплива, автомобильного бензина). С июня 1942 г. по март 1943 г. по нему поступило более 40 тысяч т топлива. Благодаря Н. В. Соколовой Ленинград был спасен. За «блестящее предложение» и участие в прокладке бензопровода Н. В. Соколова была награждена орденом «Знак Почета».

Под руководством Н. В. Соколовой отряд Аварийно-спасательной службы также участвовал в строительстве наиболее сложного участка линии электропередачив Ленинград, проходившей по Ладожскому озеру (21 км высоковольтного кабеля был уложен по дну озера, причем, только в ночное время). Во время проведения работ она получила тяжелое ранение в ногу. Ввод линии позволил прервать энергетическую блокаду города.

В «профессиональном списке» Н. В. Соколовой также работы по восстановлению подводной части «американского моста» через Дон в Ростове-на-Дону» (с 20 декабря 1941 г. до 27 марта 1942 г.); участие в обследовании дна Невы для определения места строительства моста при прокладке железной дороги от Ленинграда до Шлиссельбурга, которую горожане назвали «Дорогой победы» (январь 1943 г.) и высоководного железнодорожного моста через Неву в 500 м от Шлиссельбурга (открыт 19 марта 1943 г.); разминирование водослива и турбин Свирской ГЭС, др. После окончания войны – участие в разминировании и восстановлениигидротехнических сооружений не только в Ленинградской области, но и в Таллине, Риге, Ростове-на-Дону. Для своих коллег-мужчин Н. В. Соколова была примером мужества и профессионализма. «Хоть и не женская это профессия – водолаз, но Нина Васильевна работалане хуже мужчин. И как все мы, спускалась на большую глубину. Мы гордились, что с нами рядом была первая женщина-водолаз», – писал о Н. В. Соколовой ее первый помощник Л. Г. Молчанов. На счету отважной женщины 644 часа, проведенных под водой, или 27 суток.

С мая 1951 г. инженер-полковник Н. В. Соколова занималась преподавательской деятельностью – читала курсы по гидромеханике в Ленинградском военно-морском училище имени М. В. Фрунзе, Военно-морском училище связи, Высшем военно-морском Краснознаменном инженерно-техническом училище ВМФ. В марте 1958 г. она оставила военную службу и преподавательскую деятельность. Работала инженером по эксплуатации и строительству в различных организациях Ленинграда.

Н. В. Соколова награждена орденами Отечественной войны I степени (6 ноября 1985) и II степени (17 сентября 1945), двумя орденами Красной Звезды (15 августа 1944; 30 апреля 1954), орденом «Знак Почёта» (7 марта 1943), медалями «За боевые заслуги» (15 ноября 1950) и «За оборону Ленинграда» (22 декабря 1942); представлена к награждению медалью «За оборону Кавказа». Имя Н. В. Соколовой занесено в Золотую Книгу Санкт-Петербурга. На доме в Санкт-Петербурге по адресу ул. Ленина, 48, в котором жила легендарная женщина, 19 января 2019 г. установлена мемориальная доска, выполненная Михаилом Шемякиным.

О Н. В. Соколовой сняты фильмы: «Нина Соколова» : документальный фильм из цикла «Легенды Армии». – Москва : ООО «Студия ДокТВ». – 2022 (снят по заказу телеканала ВС РФ «Звезда»); «Ладожская русалка» : документально-биографический фильм из документального сериала «Невский Ковчег. Теория невозможного». – Санкт-Петербург : ГТРК «Санкт-Петербург». – 2023 (снят по заказу ВГТРК).

Бороздина Нина Алексеевна. Жизнь по совести : документальная повесть / Н. А. Бороздина. – Череповец : [б. и.], 2020.

Бороздина Нина. Легенда ВМФ : [интервью с ученым-историком, автором книги о женщине-водолазе] / Нина Бороздина ; Татьяна Почтеннова // Аргументы и факты. Вологодская область. – 2021. – 12-18 мая (№ 18). – С. 3 : фот.

Савин Андрей. Часть набережной будет носить имя первой женщины-водолаза / А. Савин  // Речь. – 2021. – 1 марта (№ 34). – С. 3 : фот.

Информационная система «Память народа» // URL:http://pamyat-naroda.ru (дата обращения: 20.01.2024).

Фотография: cherinfo.ru