Завод основан в 1868 г. купцом и судовладельцем Иваном Андреевичем Милютиным для строительства и ремонта принадлежавших ему судов и подготовки технических кадров. С 1868 по 1884 г. на механическом заводе строили паровые машины, занимались строительством и ремонтом пароходов. В 1885 г. сменился владелец и профиль предприятия – оно перешло на выпуск земледельческих орудий, а также механических изделий для промышленности края и стало называться «Чугунолитейный и механический завод В. И. Милютина». С заводом связано имя участника декабрьского вооруженного восстания в Москве 1905 г. Алексея Владимировича Ухтомского, работавшего на нем с 1890 г. в течение трех лет.
После национализации в 1918 г. предприятию присвоили название «Красная звезда». В годы гражданской войны на нем ремонтировали суда, изготавливали продукцию для местной промышленности. В 1920-е гг. наладили выпускизделий для сельского хозяйства. После масштабной реконструкции производства в начале 1930-х гг. на «Красной звезде» стали изготавливать оборудование для трикотажной, стекольной, льняной промышленности. С 1938 г. заводначал специализироваться на выпуске гаражного оборудования(стендов для ремонта задних мостов автомобилей, приборов для шлифовки цилиндров, водомаслогреек) и стал называться «Череповецкий завод автогаражного оборудования «Красная звезда».
В первые месяцы войны 156 заводчан из 200 работающих ушли на фронт, а за весь период войны - 230 человек; погибло 55 человек.
В боевых действиях особенно отличилисьработавшие на заводе в предвоенные годы Степан Павлович Данилов - генерал-майор авиации, Герой Советского Союза; Борис Петрович Харитонов (псевдоним Крылов) - командир партизанского отряда в Чехословакии.
Место ушедших на фронт заняли женщины, подростки, пенсионеры. С июля 1941 г. до конца войны новые квалифицированные кадры для «Красной звезды» и других промышленных предприятий страны готовили в организованной при заводе школе ФЗО № 4.
Завод стал выполнять военные заказы – выпускал противотанковые ежи, наборы ключей для военных самолетов, минометы,корпуса авиабомб, мин, противотанковых и осколочных гранат и др.Коллектив трудился ударно. Так, формовщик В. Г. Васильев выполнял дневную норму на 202 процента, кузнец Ф. М. Кузнецов вместе с бригадой – на 250-300 процентов, рабочие В. Я. Галунов, П. Е. Цветков, А. М. Кузнецов, И. П. Соцков, А. И. Комиссаров и др. – на 200 и более процентов. Заводчане участвовали в строительстве оборонительных сооружений – траншей и противотанковых рвов на подступах к Череповцу, ставшим прифронтовым городом.
После окончания Великой Отечественной войны перед заводом встала задача обеспечения автомобильного транспорта гаражным оборудованием. Для этого требовалось провести реконструкцию имевшихся и строительство новых производственных помещений. В 1948 г. был построен литейный цех; в 1952 г. – механический цех с инструментальным, механическим и ремонтно-механическим участками, запущены электростанция и шлакоблочный деревообделочный цех; в 1953-54 гг. – здание лесопилки, пилорама, сушило для пиломатериалов, административный корпус со столовой и красным уголком. Завод оснащался новым оборудованием. В 1953 г. предприятие стало называться «Череповецкий завод по производству гаражного оборудования «ГАРО». В 1950-е гг. ассортимент продукции значительно расширился. «ГАРО» выпускал насосы поршневые, бензоколонки, маслонасосы, маслоколонки и др. Выполнялись также заказы для Череповецкой ГЭС, треста «Череповецметаллургстрой» и других промышленных предприятий города.
С 1958 г. завод постоянно участвовал в ВДНХ. Его продукция неоднократно награждалась дипломами и медалями выставки. В годы семилетки (1959 – 1965 гг.) продолжалось расширение производственных площадей, оснащение предприятия новым оборудованием. Изделия «ГАРО» поставлялись по всей стране и в 34 зарубежных государства – Польшу, Венгрию, Чехословакию, Румынию, Югославию, Монголию, Швецию, Бельгию, Турцию и др. В 1968 г. предприятию было возвращено название «Красная звезда», оно стало называться «Череповецкий завод автоспецоборудования «Красная звезда».
В конце 1960-х – начале 1970-х гг. завод выпускал установки для централизованной смазки и заправки автомобилей маслами, водой и воздухом, установки для антикоррозийных покрытий и мойки деталей, установки для заправки автомобилей трансмиссионным маслом и многое другое. В начале 1970-х гг. освоил новые виды продукции - установки для заливки и прокачки гидротормозов автомобилей, стенд для проверки гидроприводов тормозов и сцеплений, в 1974 г. выпустил опытные партии автотренажеров, установок для мойки деталей, солидолонагнетателей.
В 1980-е гг. продукция «Красной звезды» экспортировалась в 46 стран мира. Она являлась конкуретноспособной на европейском рынке, а по некоторым параметрам, например, по классу точности, превосходила европейские аналоги.
В 1990-е гг. завод стал выпускать смазочно-заправочное оборудование с дистанционным управлением. В 2005-2015 гг. предприятие позиционировало себя как единственное в России и странах СНГ, специализирующееся на производстве смазочно-заправочного гаражного оборудования.После распада СССР экспорт продукции «Красной звезды» значительно снизился, финансовое положение предприятия ухудшилось. В 1994 г. завод был акционирован. В 2015 г. ЗАО Череповецкий завод АСО «Красная Звезда» прекратил деятельность.
Названия и ведомственная принадлежность предприятия в разные годы:
1868 – 1885. Механический завод (И. А. Милютина).
1885-1918. Чугунолитейный и механический завод В. И. Милютина.
1918-1924. Череповецкий механический и чугунолитейный завод «Красная звезда» управления водного транспорта.
1924-1927. Череповецкий механический и чугунолитейный завод «Красная звезда» Череповецкого объединения «Металлист».
1927-1930. Череповецкий механический и чугунолитейный завод «Красная звезда» Череповецкого окружного промышленного комбината.
1930-1933. Череповецкий механический и чугунолитейный завод «Красная звезда» Ленинградского областного управления местной промышленности.
1933-1937. Череповецкий механический и чугунолитейный завод «Красная звезда» Ленинградского областного управления легкой промышленности.
1937-1938. Череповецкий механический и чугунолитейный завод «Красная звезда» Вологодского областного управления местной промышленности.
1938-1946. Череповецкий завод автогаражного оборудования «Красная звезда» треста по производству гаражного оборудования «ГАРО» Народного комиссариата автомобильного транспорта РСФСР.
1946-05 марта 1952. Череповецкий завод автогаражного оборудования «Красная звезда» треста по производству гаражного оборудования «ГАРО» Министерства автомобильного транспорта РСФСР.
6 марта 1952-31 декабря 1952. Череповецкий завод гаражного оборудования «Красная звезда» треста по производству гаражного оборудования «ГАРО» Министерства автомобильного транспорта РСФСР.
1 января 1953-01 июля 1953. Череповецкий завод автогаражного оборудования «АРО» главного управления по производству гаражного оборудования ГАРО Министерства автомобильного транспорта РСФСР.
2 июля 1953–16 сентября 1953. Череповецкий завод по производству гаражного и ремонтного оборудования управления авторемонтными заводами и заводами гаражного оборудования Министерства путей сообщения СССР.
17 сентября 1953–15 мая 1968. Череповецкий завод по производству гаражного оборудования «ГАРО» треста по руководству заводами гаражного оборудования «ГАРО» Главного управления промышленных предприятий Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог СССР.
16 мая 1968–31 декабря 1990. Череповецкий завод автоспецоборудования «Красная звезда» Республиканского объединения «Росавтоспецоборудование» Министерства автомобильного транспорта РСФСР.
1 января 1991–08 сентября 1993. Череповецкий завод автоспецоборудования «Красная звезда» Хозяйственной ассоциации по производству гаражного оборудования «ГАРО» Министерства автомобильного транспорта РСФСР.
1994– 2015. ЗАО «Череповецкий завод АСО «Красная Звезда».
Литература: