Энциклопедия Череповца / Строительство / Строительство / Строительство Октябрьского моста

Строительство Октябрьского моста

Решение соединить берега Шексны мостом было принято в 1960-е годы, после визита в Череповец председателя Совета Министров СССР Алексея Николаевича Косыгина.

В 1968 году Ленинградское отделение "Промтрансниипроекта" Госстроя СССР представило на рассмотрение три варианта проекта транспортной развязки и несколько вариантов проекта автомобильного моста через реку Шексну: железобетонного, металлического, металлического вантового с одним и двумя пилонами. После обстоятельного обсуждения проектов, в котором принимали участие председатель горисполкома А. Е. Савонов, секретарь горкома партии Ю. А. Комяков, директор ЧМЗ В. А. Ванчиков и др., все пришли к единому мнению.

Решено было в дальнейшем обсуждать лишь варианты проекта металлического моста и металлического вантового с одним пилоном. Предполагалось, что длина моста будет около километра и ширина 25,5 метра. Ориентировочная стоимость — 15-16 миллионов рублей.

При обсуждении проектов было высказано в адрес проектировщиков пожелание разработать проект транспортной развязки на левом берегу Шексны и развязку для трамвая и троллейбуса.

Окончательным решением был проект вантового моста длиной 781 м, шириной 27 метров, высотой 83 метра с "А"-образным пилоном весом в 800 тонн. Это был первый вантовый мост в России.

Заказчиком строительства моста был Череповецкий металлургический завод. Подрядчиками строительства стали два мостоотряда, ленинградский и вологодский. 22 апреля 1970 г. была забита первая свая в основании первой опоры. Вечером, на берегу реки Шексны возник импровизированный митинг. Секретарь череповецкого горкома партии А. Г. Корнилов поздравил строителей с почином, пожелал успехов в сооружении моста и заложил в основание первой сваи капсулу из нержавеющей стали. В капсуле была заключена пластинка с надписью: "Сегодня, 22 апреля 1970 года в день 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, бригада В. И. Батищева мостопоезда № 809  Ленинградского треста "Мостострой", забив первую сваю, приступила к сооружению моста через Шексну в городе Череповце".

Строительство продолжалось более 10 лет.фото Л. Бахвалова

За период возведения моста строителями и монтажниками выполнено работ на 22 миллиона рублей. При строительстве моста было перемещено 140 тысяч кубометров грунта, завезено 130 тысяч кубометров песка, уложено в основание моста и его тело 25 тысяч кубометров бетона и железобетона, смонтировано 10 тысяч тонн металлоконструкций, установлено более 100 тысяч высокопрочных болтов. Мост оборудован 128 канатами общей длиной в 16 км и весом в 510 тонн. Изготавливали ванты по специальному заказу на Волгоградском проволочно-канатном заводе.

Открытие моста для движения было запланировано к 60-летию Октябрьской революции (отсюда и его название). Но состоялось двумя годами позже.

«Череповец, шагай через Шексну!» — с этими словами, начертанными на красных полотнищах, пришли 5 ноября 1979 года к мосту, соединившему берега Шексны, жители города для того, чтобы принять участие в торжественном открытии движения по нему. Ленточку перерезал первый секретарь Вологодского обкома КПСС А. С. Дрыгин.

Лучшие водители Всесоюзного объединения «Череповецметаллургхимстрой», других автотранспортных предприятий города вывели на мост мощные самосвалы, за ними следовали автобусы, за техникой плотным строем на мост вступили люди. Движение через мост открыто.

2 декабря 1981 года был подписан акт приёмки моста в эксплуатацию.

Новая магистраль связала город с левобережным районом и дала возможность массовой жилой застройки в нем.

Источники информации:

 

На карте