С 1807 года волею обстоятельств домом Константина Николаевича Батюшкова и его сестер Варвары и Александры стало родовое имение Хантоново, доставшееся им после смерти матери. Неоднократно и подолгу живя здесь в ближайшее десятилетие Батюшков создаёт в Хантонове лучшие свои произведения. Тогда же в жизнь Батюшковых вошел Череповец. Сюда адресуют письма поэту ближайшие друзья — Гнедич, Жуковский, Вяземский. Название города используют даже в литературной полемике того времени.
Каким же был Череповец в эпоху его «литературной известности»? Каким знали город Батюшковы? К сожаление, документальные источники для ответа на этот вопрос крайне немногочисленны и скудны. Мы располагаем лишь кратким описанием Череповца за 1800 год, хранящимся в фондах Генерального межевания Центрального государственного архива древних актов, да отдельными косвенными свидетельствами. Несмотря на это, попытаемся воссоздать картину города начала XIX века.
Ко времени приезда Батюшковых (1807 год) в Череповце было уже около двухсот деревянных домов. Архитектурными доминантами на их фоне стали каменные церкви: оставшийся от монастыря ирасположенный на возвышенном месте комплекс из Воскресенского и Троицкого соборов и приходская постройка 1757 года церковь Иоанна Богослова бывшего села Федосьево. Они определили ориентацию главной улицы — Воскресенского проспекта, связавшего подмонастырскую слободу с Федосьевом. Остальные улицы, пересекаясь переулками, шли параллельно проспекту и Шексне. Город застраивался по регулярному плану, делившего его на 46 кварталов и 24 улицы. Последние были в основном немощеными. В начале XIX века лишь на больших проезжих улицах уездных городов устраивались деревянные мостовые.
Приезд Батюшковых совпал с постройкой в городе первого каменного жилого дома, образцом которому послужил «примерный фасад» № 2, прилагавшийся к плану регулярной застройки. Небольшое, в три окна по уличному фасаду, скромное здание с мезонином (Советский пр., 61) стало и первенцем каменной застройки и свидетелем эпохи, связавшей наш город с жизнью одного из талантливейших поэтов России.
Деревянные строения в начале XIX века возводились большей частью на каменном фундаменте. Дворянам принадлежало лишь пять домов, выделявшихся, вероятно, наличием обшивки и использованием деталей архитектуры классицизма.
Самыми оживленными местами Череповца были сложившиеся вокруг церквей Соборная и Благовещенская (ныне Красноармейская) площади, да переправа через Шексну. Особенно оживал город во время больших ярмарок. Они устраивались трижды в год. Зимой же торговали каждую пятницу. В городе было лишь три магазина — два соляных и винный. Проживало только двое ремесленников — сапожник и столяр. Основная часть населения занималась земледелием и подсобными промыслами, мало отличаясь жизненным укладом от крестьян. Всего в городе (по данным 1800 года) проживал 901 человек.
Череповец менялся с каждым приездом Батюшкова. К сожалению, у нас нет возможности детально проследить эти изменения. Можно лишь представить их общую направленность и темпы. В 1866 году в 5-м выпуске Новгородского сборника была опубликована экономическая характеристика Череповца, сообщающая, что в городе — 510 домов, 90 лавок, 130 речных судов; проживает 3.300 жителей. Владельцы судов «подряжаются у иногородних купцов на доставку их товаров по Мариинской водной системе». Как видим, население города с 1800 года увеличилось почти в 3,5 раза, определяющую роль в жизни Череповца стала играть Мариинская водная система. Главное направление изменения внешнего облика города — стремительный рост количества лавок.
Что же известно о череповчанах начала XIX века? Каков круг возможных череповецких знакомых Батюшковых? Сестры поэта могли знать бессменного городничего того времени Петра Ивановича Комаровского и его жену Елизавету Ивановну. Одной из немногих реликвий эпохи стала поступившая из «Череповецкой городской думы» в краеведческий музей 6-я часть «Памятника из законов...», изданная в 1806 году и помогавшая когда-то городничему в его службе.
Могли знать Батюшковы и уездного предводителя дворянства «флота капитан-лейтенанта» Николая Михайловича Ушакова. В 1810 году на эту должность был избран флота капитан-лейтенант Сосипатр Николаевич Рагозин, а в 1815 — капитан Григорий Андреевич Кудрявый. Кудрявые были состоятельными помещиками. Их усадебный дом, построенный около 1830 года, стал историческим и архитектурным памятником. Череповчанам он известен сегодня как «дом Гольских», по имени позднейших владельцев.
Вся корреспонденция поэта и его друзей проходила через руки экспедитора почтамта Андрея Федоровича Катинова, а с 1810 года — Василия Семеновича Мигаловского. Заметным человеком в городе был пожилой священник Воскресенского собора Глеб Розанов. Учителем открытого в 1806 году Череповецкого уездного училища служил Дмитрий Назарьевич Петров, а с 1815 года Михаил Петрович Селагерский. За покупками Батюшковы могли обращаться к купцам Василию Никифоровичу Демидову и Ивану Коровину.
Какими же были наш город иуезд в культурном отношении? По письмам Батюшкова мы знаем, что, живя в Хантонове, поэт жаловался на духовное одиночество, отсутствие близких по интересам людей. Однако из слов поэта, направленных в адрес ближайших соседей, не следует делать однозначный вывод о культуре нашего края той эпохи.
Одним из современников Батюшкова, почти его ровесником был Николай Васильевич Гольской, служивший с 1815 года исправником Череповецкого уездного земского суда. Семья его интересовалась литературой, жена — Анна Васильевна Верещагина — слыла неутомимой читательницей. Дошедшие до нас французские книги ее библиотеки, произведения лучших авторов XVIII — нач. XIX веков, во многом характеризуют духовный мир их владелицы. Любовь к чтению Анна Васильевна унаследовала от своего деда — секунд-майора Алексея Петровича Башмакова, избиравшегося в начале 1780-х годов предводителем уездного дворянства. Алексей Петрович и его сын Петр Алексеевич собрали в своем имении Пертовка замечательную по тем временам библиотеку, сопоставимую лишь с родовой библиотекой Батюшковых в Даниловском. Наследником культурных традиций семьи, ее напряженной духовной жизни стал правнук Алексея Петровича Башмакова — великий русский художник Василий Васильевич Верещагин.
Однако в начале XIX века пути Батюшкова и Башмаковых—Верещагиных, по-видимому, не пересекались. О культуре, читательских интересах череповчан той эпохи дает представление и значительное (около 2000 томов) собрание книг XVIII — нач. XIX веков, сформировавшееся в Череповецком краеведческом музее.
Н. Морозова, кандидат филологических наук.
Источник: // Коммунист. – 1987. – 29 мая (№ 104). – С. 3.